В августе отмечают несколько значительных праздников и среди них — три Спаса, во время которых совершалось торжественное освящение плодов нового урожая.
14 августа празднуют первый Спас — Медовый. В церковном календаре ему соответствует праздник со сложным названием Происхождение честных древ Животворящего Креста.
Ритуальным блюдом дня был мед, любимое, а часто и единственное лакомство крестьян. Славяне, особенно южные, верили, что мед — это дар богов. Как и молоко, его нельзя одалживать (иначе можно потерять удачу и достаток), но можно подарить и продать.
Сербы были убеждены, что мед — единственная пища, которую не может есть дьявол.
Образ молочных и медовых рек, которые текут в райском саду из корней мирового дерева позже слился с христианскими представлениями о рае.
На Руси в этот день пчеловоды подрезали наполненные медом соты. Новый мед освещался в церкви, после чего на пасеке устраивали праздник, а всех деревенских детей угощали свежим медом. Детвора в ответ пела величальные песни с пожеланием здоровья и благополучия хозяину.
«Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!»
Своя доля доставалась и нищим, отказывать им было нельзя. Во всех домах пекли блины и пироги со свежим медом, варили хмельной мед, а также готовили медовые пряники и орехи.
Другое блюдо дня — рулеты и булочки с маком. Так народная фантазия переосмыслила день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев — к 14 августа (1 августа по старому стилю) созревал мак.
На Руси, особенно в южных районах, верили, что мак — мощное защитное средство, поэтому вокруг дома делали круг из семян.
Он служил преградой для ведьм и другой нечисти.
Также существовал любопытный обряд — девушки щекотали и щипали парней, осыпая их маковыми семенами, и вообще вели себя как настоящие русалки.
Популярным угощением было и маковое молочко — смесь меда с маком, которую подавали к выпечке и просто ели с хлебом.
Медовый Спас также называют Спасом на воде. В этот день чистили и освящали колодцы и родники, а также устраивали крестный ход к реке. Потом плавали сами и купали домашний скот, чтобы защитить его от болезней.
Считалось, что после Медового Спаса купаться уже нельзя — вода становится холодной и грязной. Поэтому после этого дня детвора и самые отчаянные взрослые купались только тайком. По этой же причине Медовый Спас был первыми проводами лета.
Южные славяне придерживались противоположных обычаев. Сербы и македонцы верили, что в день первого Спаса нельзя не только купаться, но и стирать белье. Как, впрочем, и работать — иначе можно серьезно заболеть.
А в Болгарии зятья одаривали тестя и тещу и благодарили за хорошую жену.
В этот день мужчины готовили поля под озимые, а женщины и дети заготавливали малину.
Беременные, матери и знахарки 14 августа вспоминали о бабушке Соломониде — повитухе, которая будто бы присутствовала при рождении Иисуса Христа. Русские крестьяне считали ее покровительницей всех повивальных бабок.
С Медового Спаса начинается двухнедельный Успенский пост. А погода этого дня совпадает с погодой на Успение — 28 августа по новому стилю.