Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Почему пил Модест Мусоргский: история одного портрета

Герою этого портрета — всего 42 года. Картина написана Ильёй Репиным 2-5 марта 1881 года года в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда композитор Модест Мусоргский загремел с белой горячкой. Через 10 дней Мусоргский умрёт.

«Портрет композитора М.П. Мусоргского», Илья Репин, 1881 год. Третьяковская галерея, Москва
«Портрет композитора М.П. Мусоргского», Илья Репин, 1881 год. Третьяковская галерея, Москва

Да, Модест Петрович пил, отчего терял работу, срывал концерты, бедствовал. Ещё в 1873 году композитор Александр Бородин писал: «...в Павловске Мусоргского видели совсем пьяным, он там поднял шум; дело дошло до полиции... Мне сообщили, что он уже допивался до чертиков и ему мерещилась всякая дрянь».

В Николаевский госпиталь композитор поступил в бессознательном состоянии, но довольно быстро пришёл в себя. Дальше уже его лечили от болезней сердца и позвоночника. Репин, давно друживший с Мусоргским, навещал его и написал портрет всего за четыре сеанса — без мольберта, примостившись у стола. Будто спешил, чувствовал, что осталось недолго. Верно чувствовал: Мусоргский подкупил санитара, тот принёс ему коньяка — Модест Петрович выпил и умер.

Стоит ли обвинить композитора в дурном нраве? Есть версия, что он не виновник своих бед, а жертва нераспознанных генетических проблем с психикой. Психиатр Кей Джеймисон в своей книге «Опалённые огнем» (1996 год) приводит список ретроспективных диагнозов — какие гении прошлого, предположительно, страдали биполярным и депрессивным расстройствами. Мусоргский в списке есть.

В нём также есть Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский и Цветаева, Бальзак, Диккенс, Гюго, Берлиоз, Глинка, Россини, Микеланджело, Гоген и Ван Гог. И многие другие.

Винсент Ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889 год © Kunsthaus Zürich
Винсент Ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889 год © Kunsthaus Zürich

«Возможная связь между безумием и гениальностью — одно из древнейших и наиболее стойких культурных понятий, — пишет Кей Джеймисон. — Недавние научные работы убедительно показывают, что творческие люди демонстрируют в два-три раза большую частоту психозов, суицидальных состояний и расстройств настроения, чем бизнесмены, учёные и госслужащие. Уровень принудительной психиатрической госпитализации у художников, поэтов и композиторов в семь раз выше, чем у нехудожественной группы».

Диагностическое описание биполярного аффективного расстройства (БАР) включает в себя такой показатель, как «нестандартное, оригинальное мышление». Люди с БАР в маниакальной фазе могут эффективно работать при недостатке сна, полностью концентрироваться на работе. Они чрезвычайно убеждены в правоте и важности своих идей, одержимы идеями собственного величия.

Исследователи также отмечают, что в мании у многих людей улучшается способность рифмовать слова, обостряется чувство ритма. Природа этих проявлений, как и в целом механизмы БАР, пока не поддается объяснению.

Но Джеймисон напоминает, что за эти креативные «приходы» люди с БАР расплачиваются месяцами чёрной депрессии. Гении пьют, чтобы унять душевную боль, психиатры называют это «симптоматическим алкоголизмом». Жил бы Модест Мусоргский в наше время — может быть, пил бы не коньяк, а литий и антидепрессанты. Тем бы и спасся.

Отдельный вопрос, этично ли поступил Илья Репин, написавший портрет своего друга в таком состоянии. На месте Мусоргского я бы не хотел остаться в памяти потомков таким вот — с красным носом и стеклянными глазами.

Давайте запомним его таким:

Модест Мусоргский, фото 1870-хх годов
Модест Мусоргский, фото 1870-хх годов