Найти тему
Бумажный Слон

«После дождя» Куинджи — пейзаж с предчувствием радуги

Автор: Наталья Швец

Пейзаж с сочной зелёной травой под лучами вечернего солнца представлен на картине Архипа Куинджи «После дождя», которую публика впервые увидела в 1879 году на VII выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Критики остались в полном восторге от увиденного и в один голос твердили: автор вновь оказался непревзойденным в изображении света! Годы спустя искусствовед Всеволод Петров определил схваченное художником состояние природы как пейзаж, в котором живёт предчувствие радуги.

Вместе с этим полотном публика увидела ещё две работы художника — «Север» и «Берёзовая роща». Картина «После дождя» настолько понравилась Павлу Третьякову, что он тут же её приобрел. Одновременно для коллекции была куплена и картина «Берёзовая роща». Сегодня работа «После дождя» считается одной из самых интересных и самых заметных картин великого мастера. К слову, у Куинджи есть несколько картин с таким же названием. Одна из них хранится в коллекции Сумского художественного музея.

Зритель видит яркий, сочный пейзаж, обновлённый сильным и животворящим дождём. Судя по тёмным и несколько зловещим облакам, гроза была нешуточной. Вода смыла с травы все признаки долгого зноя и засухи.

Жадно впитав пролившуюся с неба влагу, поля буквально взорвались ярким зелёным цветом под лучами вечернего солнца. Эта яркость красноречиво свидетельствует: стихия уже отступает… И скоро в маленьком уютном хуторке на высоком холме вновь наступит покой и безмятежность… Людей ещё не видно, по всей видимости они решили переждать грозу в своих жилищах.

В левой части картины, возле реки, лошадь мирно щиплет траву. Эта деталь придаёт картине особенную поэтичность. Небольшая речушка уходит вдаль, увлекая внимание зрителя в самую глубь картины.

Написана с натуры

Даже неопытный взгляд может легко определить: картина написана несомненно с натуры. Ибо, несмотря на использование ярких, чистых и очень контрастных тонов, пейзаж выглядит очень реалистично. Точность линий, внутренняя гармония картины делает её одной из самых выразительных в творчестве мастера…

Вот как написал искусствовед Всеволод Петров в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:

«…особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо ещё затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий, и в свежем воздухе живёт предчувствие радуги. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)».

Радостное откровение

Несколькими годами ранее Архип Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь». Тогда газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.

Надо сказать, что они ничуть не лукавили. Эта картина с её тёмно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке, просто потрясает.

И так происходит всегда, когда смотришь на полотна этого художника, они дарят радость. А для современников картины Куинджи были своего рода радостным откровением. Ведь они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.

Стать добрее

Как не удивительно, но многим столь шумный успех картин художника казался немного странным. Не все смогли понять, в чём таится секрет его воздействия на зрителя.

К примеру, Иван Крамской сказал: «Сами по себе луна и солнце не предмет для живописи». И тут же поправился: «Но, глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».

А кто-то про картину «После дождя», которую обязательно надо смотреть живьём, ибо ни одна репродукция не способна передать буйство красок, говорил, что она близка к романтическим произведениям.

Секрет художника

Ещё при жизни о творчестве Архипа Куинджи придумывали разные легенды. Некоторые завистники утверждали, что он рисует «волшебными лунными» красками, привезёнными из Японии. А на это большого ума не надо. Суеверные обвиняли мастера в том, что он находится в сговоре с нечистой силой. Отсюда и выходят из под его кисти такие удивительные работы.

Однако секрет «художника света», как его назвали искусствоведы, прежде всего заключался в фантастическом умении играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей, что мы и можем наблюдать на картине «После дождя». К тому же, его близкий друг Дмитрий Менделеев посоветовал добавлять к краскам химические элементы, что помогло создать невероятные эффекты.

Через год Куинджи использует найденный приём при создании ещё одного шедевра «Лунная ночь на Днепре», которая принесёт ему мировую славу и заставит зрителей застыть от восторга…

Наталья Швец

Источник: http://litclubbs.ru/posts/3256-posle-dozhdja-kuindzhi-peizazh-s-predchuvstviem-radugi.html