Дорогие друзья, всем всем привет!!! Продолжая нашу космическую одиссею, коснемся, пожалуй, не самых приятных событий, происходящих при запуске космических кораблей многоразового использования.
Даже, скажем прямо - трагических событий. Одним из самых страшных и горьких дней не только для США, но, пожалуй, и для всего мира, оказался запуск шаттла Челенджер.
Да, более старшее поколение помнит тот солнечный день, когда весть об аварии Челенджера мгновенно облетела весь мир. Огромной болью это событие отозвалось в сердцах не только американцев, но и жителей всей планеты Земля.
Что же все-таки тогда произошло на самом деле, каково мнение различных экспертов в этой области, постараемся рассмотреть и ответить на все возможные вопросы.
Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла в самом начале 1986 года, стоит отметить, что именно на январь этого года по официальной статистике уже было выполнено 24 полета. Хотя на этот год НАСА планировало 16 полетов.
28 января стоял изумительный зимний день одна тысяча девятьсот восемьдесят шестого года, именно в этот прекрасный денек и случилась трагедия на мысе Канаверал. Космический челнок многоразового использования под названием «Челленджер»потерпел крушение, которое за несколько секунд предвосхитил очень сильный взрыв внешнего топливного бака. Это все случилось на 73-й секунде полёта космического аппарата.
«Челленджер» шел по программе Space Shuttle, в дословном переводе с английского языка означает не что иное, как "Претендент", скорее всего американцы подразумевали под этим названием своего рода Претендента на самые выдающиеся космические открытия. Американская космическая миссии носила название STS-51L или десятая миссия шаттла «Челленджер», в результате которой погибели все семь членов экипажа.
Такое трагическое событие произошло над Атлантическим океаном недалеко от побережья полуострова Флорида, США, соответственно, обломки космического корабля упали в Атлантику, где потом и пришлось их поднимать мощными морскими плавучими подъемными кранами.
Непредсказуемые трагические события в истории Космонавтики США на мысе Канаверал происходили несколько раз. Вспомните, хотя бы знаменитый фильм "Апполон-13", на который мы уже с вами однажды ссылались. Конечно, в Космической Одиссеи никто не может точно сказать, как начнется полет космического челнока или как он закончится. На этот раз в самые первые секунды казалось, что вот, наконец-то, все идет по плану. Но вот прошла минута полета после старта, еще десять секунд и вдруг произошел взрыв внешнего топливного бака.
Одной из основных причиной официально была названа неэластичность уплотнительных колец. Среди погибших пилотов шаттла «Челленджер» как сообщалось было семь человек. Интересен тот факт, что запуск «Челленджер» откладывали на несколько дней. Виной тому сначала была пыльная буря, прошедшая в Дакаре на месте предполагаемой вынужденной посадки челнока. Потом же начались сильные грозы, которые задержали запуск «Челленджера» еще на двое суток. И в завершении ко всему за день до запуска ракеты над мысом пронеслась ледяная буря, опустившая температуру до самых низких отметок. Так или иначе, а неудачи, видимо, начали преследовать этот полет еще перед самим стартом.
Интересен тот факт, что один из инженеров, наблюдавший за подготовкой космического корабля заявил, что из-за очень низких температур, которые возникли в результате сильного грозового фронта использование межсекционных уплотнителей твердотопливных ускорителей запрещен. Он позвонил в контрольную комиссию и настоятельно потребовал отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения уплотнителей. Материал этих уплотнителей из-за низкой температуры потерял свою эластичность и не мог достаточно надежно обеспечить герметичность в местах стыка секций.
Собственно, именно такая ситуация и наблюдалась в последствии перед запуском ракеты, так как на утро 28 января уплотнительные кольца за ночь настолько сильно замерзли, что с восходом солнца начали понемногу отогреваться и оттаивать, образуя сильный конденсат.
Но к великому сожалению к мнению инженера никто не прислушался. Повреждение уплотнительного кольца послужило возможности прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака в последствии начала бить мощная реактивная струя.
Соответственно, и было видно на траектории полета шаттла «Челленджер» его смещение в сторону и след отработанного топлива, пробившегося через отверстие наружу в виде огромных белых клубов дыма.
По некоторому мнению специалистов и наблюдающих, космический корабль не взорвался, а разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок.
Очень длительное время проводились поисково-спасательные операции, аквалангистами и специальными локационными приборами были найдены многие фрагменты челнока, в том числе и кабина экипажа.
Сегодня очень сложно говорить о точном времени гибели экипажа космического корабля, тем не менее известно по включены персональным приборам подачи воздуха, что три его члена экипажа (Майкл Дж. Смит, Эллисон С. Онидзука и Джудит А. Резник) были живы после крушения.
Однако стоит учитывать, что даже разработанная позже система аварийного спасения не смогла бы помочь, поскольку предусматривалась возможность только поочерёдного покидания корабля, который должен быть в идеальном лабораторном устойчивом горизонтальном полёте.
В любом случае члены экипажа также не смогли бы выжить от сильнейшего удара кабины экипажа о водную поверхность Атлантического океана, поскольку их скорость составляла 333 км/ч, а мощнейшие перегрузки достигали 200 g.
Мои другие статьи по теме:
Если вам было интересно, подписывайтесь!
Дорогие читатели! Если вам интересны подобные статьи, ставьте лайк, и я буду больше публиковать материала по этой теме. Также подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить следующие посты на эту тему.
Картинки взяты из открытых источников: Яндекс.Картинки и Google картинки.