Найти тему
Егор Вяхирев

Тактика и стратегия в лазертаге, часть первая: Малые игры «на точку».

Оглавление

Каким бы ни был лазертаг, в нем всегда будут побеждать тактические схемы и стратегическое мышление. Давайте немного поговорим о том как достичь тактического совершенства в индивидуальной и командной игре. 

Камерные игры

Начнем с базовых игр «на точку» в здании, ведь именно они составляют половину жизни рядового лазертагера. Отличаются они малыми площадями, большим количеством укрытий и непрерывной стрельбой. Однако даже здесь тактика имеет большое значение. 

Шаг 1. Определитесь с амплуа. 

Чаще всего при игре на точку есть «бегуны», «защитники», «саппорты» и «снайперы». Если у вас все хорошо с дыхалкой, то вам проще всего будет делать резкий «раш» — быстрый выход на точку. Защитник медленно подходит к точке и постоянно за ней наблюдает. Саппорт поддерживает игроков на разных позициях, для этого он сам занимает удобное место. Ну а снайпер — человек с хорошей меткостью или прицелом, которому можно вообще не выходить с базы. 

Можно долго простоять в защите точки, особенно если она захвачена врагом
Можно долго простоять в защите точки, особенно если она захвачена врагом

Шаг 2. Распределитесь по позициям. 

Их обычно три — «лево», «право» и «центр», даже если игра ведется на одну точку, а не на три. В центре лучше всего играют быстрые юркие игроки, по флангам чаще всего распределяются более тактические. Запомните базовое правило: Если вы назначили(ены) себе позицию, то не покидайте её без весомой причины! Левши лучше играют слева, правши соответственно. 

Шаг 3. Удержание позиции.

На вашей позиции ситуация также развивается тремя путями. 

— Вы играете с переменным успехом. В этом случае нужно либо прибавлять индивидуально (менять личную тактику, перемещаться, играть аккуратно), либо запросить помощь с той позиции, где всё хорошо.

— Вы доминируете на позиции. В этом случае либо давите противника дальше от точки, либо обратите внимание на игру на прочих позициях. Это вообще нужно делать постоянно, при этом методично делая своё дело. Если вас просят о помощи — займите удобную позицию для саппорта по двум направлениям. 

— Вы проигрываете позицию. Ни в коем случае не покидайте её! В этом случае, даже если команда ведет 2-1, враг может зайти достаточно далеко, чтобы с вашей позиции выбить вашу команду с других. Вы можете запросить помощь, либо в случае с 2-1 доминированием просто не давайте врагу ходу.

 Еще на построении, зная игроков, можно определиться кто куда побежит
Еще на построении, зная игроков, можно определиться кто куда побежит

Шаг 4. Захват точки.

Частая ошибка — это бег на точку сломя голову. Такое следует проворачивать только в двух случаях: Если вы точно знаете, что на ней никого из противников нет, и если у вас много жизней с превалированием неуязвимости над шоком. 

Лирическое отступление: Неуязвимость — это время после ранения, когда в вас не могут попасть. Шок — время когда вы не можете стрелять. Некоторые организаторы прошивают одинаковые значения — и это уже хороший шанс захватить точку под обстрелом. 

Но, поскольку обычно шок длиннее неуязвимости, то при попытке захватить точку под огнем вы рискуете просто погибнуть и лишний раз сбегать на респ. 

Мало зачистить фланги — на самой точке еще могут прятаться двое
Мало зачистить фланги — на самой точке еще могут прятаться двое

Как понять, что можно бежать свободно? Научить свою команду «давать инфу», но об этом чуть позже. Пока что просто смотрите не только на вожделенную КТ, но и на движение противника — если вы видите очень много спин с моргающими повязками на голове — бегите, бойцы! 

Что делать в ином случае? Вспоминать компьютерные игры. Про-игроки никогда не выскакивают из-за угла, они методично «облизывают стены» прицелом. Поступайте также — наводите прицел на место где может сидеть враг, за отсутствием оного передвигайтесь чуть дальше. Вам откроются новые позиции, которые вы быстро изучите и среагируете на противника. 

Методично ликвидируйте всех кого увидите на подходе к точке, но помните — враг не дремлет и бежит возрождаться. Когда окажетесь совсем близко — можете рискнуть и сделать резкий выпад с захватом. 

Осматривать нужно ВСЕ позиции.
Осматривать нужно ВСЕ позиции.

Шаг 5. Давайте информацию!

Кроме быстрых ног в камерном лазертаге еще неплохо бы иметь сильные голосовые связки. Да и чистые уши также пригодятся игрокам. В идеале вам нужно каждую ситуацию сопровождать соответствующим выкриком. Вот небольшой словарик:

  • «Слева/справа 1,2,3, все» — основной колл, оповещающий соратников о количестве противников на соответствующем фланге;
  • «На точке!» — противник в опасной близости для захвата;
  • «Держать!» — Сокращенно от «точка наша», кричите после захвата, если слышите такое — немедленно обратите внимание на точку. 
  • «Минус 1,2,3 слева/справа/на точке» — число убитых игроков, чаще всего помогает понять какие действия вы сможете предпринять на очищенной местности.
  • «Минус все!» — после этого выкрика вам надо ломиться на захват точки, поскольку в ближайшее время вам никто не помешает.
  • «Враг в тылу!» — противник подошел слишком близко, уточните где он. Всегда лучше ликвидировать угрозу, иначе вам попортят респавн. 
  • «Крою, пошел» — прикрывайте соратников когда они меняют позицию или идут на захват.
  • «Меня сняли» или «Я минус» — если вас убили, это помогает товарищам обратить внимание на критическую позицию, понять где враг и что надо помочь удержать точку. 
  • «Передвигаюсь на …» — если заняли позицию вместе с другом, то он поймет куда вы ушли и что ему делать. А именно — следить за направлениями которые отслеживали вы.
  • «Помогите», «Прикройте» — если вас зажимают или вам нужно перезарядиться, ну и если вы хотите зарашить точку. Соратники должны обратить внимание на вас. 
  • «Точку брать!» или «Берите» или «Взять!» — игрок должен быть уверен, что устранил угрозу и направляет ближних к точке соратников на захват. 
  • «Точка наша» и «Точка не наша» — ну тут понятно. 
Не просто сидите в укрытии — всегда осматривайтесь и давайте информацию союзникам
Не просто сидите в укрытии — всегда осматривайтесь и давайте информацию союзникам

Лирическое отступление: Можно ли использовать на играх тактический мат? Это не особо одобряется, поскольку на играх часто присутствуют дети. Но если уж вы слышите от сокомандника непереводимую игру слов и традиционных выражений, то наверняка это является отражением сложной ситуации с его стороны. Обратите на неё внимание. 

Всегда слушайте выкрики друзей по команде и отражайте откуда и что кричит ваш противник. Обязательно реагируйте на сказанное — «понял», «выдвигаюсь», «сейчас помогу», «не могу помочь по причине» и т.п. 

Шаг 6. Командир.

Без командующего никак, даже в условиях камерного поединка на точку. В обязанности командира входит постоянное удержание ситуации в поле зрения и подача приказов отдельным частям команды. 

В обязанности команды входит прислушиваться к указаниям командира и желательно еще и следовать им. Вы сами выбираете себе главного, поэтому уж будьте добры делать так как он говорит. 

Командир не должен убегать в одиночку или сидеть всю игру на дальних позициях, так как в этом случае он не сможет отражать ситуацию на поле и давать соответствующие распоряжения. 

А пули летят, пули… командир отдает приказанья.. солдаты сидят в окопах, потому что летят пули.
А пули летят, пули… командир отдает приказанья.. солдаты сидят в окопах, потому что летят пули.

Шаг 7. Основные тактики игры за точку.

Для победы вам нужно удержание. Если точка одна, то соответственно её. Если точек три, то достаточно будет двух. Но имейте в виду, что потом вы скорее всего поменяетесь сторонами, и команде противника будет удобнее также взять две. 

По опыту можно сразу понять какая точка на какой стороне будет легче для взятия. Поэтому можно играть от неё, после захвата сразу отправляя саппортов «крыть» другие точки с этой удобной позиции. Чаще всего по флангам одна точка удобнее стороне 1, а вторая стороне 2, а вот за центр ведется более упорная борьба. 

Если вы понимаете, что какая-то точка невозможна для взятия в принципе, никогда не бросайте попытки ходить на неё. Это очень важно, потому что враг занимает ту позицию и начинает давить на вас, всё ближе подходя к респавну. То есть ваши бегуны рискуют помереть еще на старте.

Послематчевые разборки тоже можно сделать частью тактики, задавив врага морально
Послематчевые разборки тоже можно сделать частью тактики, задавив врага морально

Бросая силы на доступные точки, убедитесь что 1-2 товарища ходят «кошмарить» противника на труднодоступной. Иногда соперник настолько расслабляется, что бросает следить за легкой для себя точкой и она оказывается перехваченной. Верно и обратное — если враг не ходит на вашу точку 10 минут, — это не значит, что через минуту он там не появится. 

Какие еще есть фишки? 

Если у всей команды проблема, то соберитесь на респе и не бегайте пока по одному. Договоритесь навалом взять одну точку и потом играйте от нее. 

Если вас выносят каждый раз с одной и той же позиции — смените ее хотя бы незначительно.

Лучшая тактика защиты точки — это крисс-кросс, когда два игрока смотрят на неё с двух сторон. Даже если одного закроют, второй всегда сможет снять берущего. 

Если вам не хватает сил, то незачем бежать и тратить их еще сильнее. Время, потерянное на отдых, обойдется дороже времени, потраченного на зачистку. 

Не можете бегать — тупо смотрите на точку, заняв выгодную позицию. Пусть даже будет виден тагер или часть тела — вам главное снимать берущих. 

Нет смысла давить врага очень близко от его респа. Он будет быстро возрождаться и убивать вас, а вам потом бежать через всё поле. 

В общем, смотрите, слушайте, кричите и делайте всё для победы! 

Победа на турнире, shakal edition
Победа на турнире, shakal edition

Игры на открытом пространстве

Играя на больших природных полигонах на точку, вам стоит следовать всем изложенным выше правилам, но с некоторыми дополнениями. 

  • Общения криком будет недостаточно. Хорошо бы иметь связь по рации с как можно большим числом сокомандников. 
  • Лишняя беготня как спасает, так и сильнее вредит игре. Если у вас много жизней и вокруг пересеченная местность с деревьями — пробуйте преодолевать расстояния бегом. Если же вы на открытой местности, то вы быстро выдохнетесь: в этом случае идите аккуратно, постреливая по подозрительным кустам. 
  • Отходить от точки ближе к респавну противника здесь можно и нужно. Местность даст вам необходимое укрытие, чтобы остановить бегунов и вычистить снайперов с саппортами. Люди любят дать спринт с респа на точку, вот тут-то вы их и подловите. 
Красивые захваты под огнем — вот ради чего мы играем. И рискуем «помереть».
Красивые захваты под огнем — вот ради чего мы играем. И рискуем «помереть».
  • Когда сами выходите с респа не первый раз, то осведомитесь чья точка: если противник давно захватил её, то он может сам быть близко к точке вашего возрождения. Устраните все угрозы. 
  • Просто смотреть на точку тоже недостаточно, так как на открытых играх число попаданий для убийства может составлять 3-5, и бегун чисто на случайности может захватить КТ прямо у вас под носом. 
  • Учитывая это, пробуйте захват на «жертву». Ваш товарищ встанет между точкой и противником, и пока его убивают вы её захватите. 
  • Не надо просто стоять и перестреливаться с противником, особенно если у вас есть проблемы с захватом или удержанием. Держите в поле зрения область вокруг КТ. 
  • На больших пространствах вам не обязательно подбегать близко к точке если она и так ваша. Не тратье силы — нацельтесь издалека. 
Развивайте скиллы и уже скоро займете вожделенное третье место на турнире. 
Развивайте скиллы и уже скоро займете вожделенное третье место на турнире. 

Надеюсь, что изложенные тактики помогут вам стать еще круче в игре на контрольную точку, даже если вы прожженый игрок или опытный мастер. Есть что сказать? Пишите в комментарии, давайте обсуждать и пополнять статью. Ну а в следующей статье разберем стратегию более глобальных игр.