Найти в Дзене
Кот Баюн

Спарта. Воспитание Воина

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

 «Отбор детей в Спарте» художник Жан-Пьер Сен-Ур
«Отбор детей в Спарте» художник Жан-Пьер Сен-Ур

Жизнь воина трудна и полна опасностей, лучшее тому подтверждение судьба рядового спартанца. Первое опасное испытание ожидало его при рождении, когда новорожденного показывали старейшинам общины (филы), к которой принадлежал его отец. Те тщательно осматривали младенца и принимали решение, достаточно ли он здоров, чтобы стать воином в будущем. Если решение было положительным, то ребенка возвращали отцу. В противном случае от ребенка избавлялись. Согласно истории, рассказанной Плутархом, его бросали в ущелье в горах Тайгета, которое так и называли Апофеты (греч.«место отказа»).

Вот такая жуть творилась в ущелье Апофеты, если верить Плутарху
Вот такая жуть творилась в ущелье Апофеты, если верить Плутарху

Правда, археологи нашли в этом ущелье только кости нескольких десятков взрослых, но столько лет прошло... Согласно другим версиям, «не подошедших» детей просто бросали в пустынном месте, где их подбирали илоты или периэки. От себя добавлю, а может древние были мудрее, чем мы их считаем? Плутарх спартанцем не был, общество Лакедемона было «закрытым» и свои обычаи не разглашало, а имидж у спартиатов был брутальный... Вот и «погорячился» писатель, поверил «страшилкам», а на самом деле неспособные к «строевой службе», просто тихо пристраивались в обеспеченные семьи, среди илотов и такие были. А имеющие явные уродства...,таких по всей Греции в те времена оставляли умирать.

Первая победа маленького спартанца, он признан годным
Первая победа маленького спартанца, он признан годным

Младенца укладывали в самую простую люльку на жесткую подстилку. Никто не сюсюкал с ним, его учили оставаться в одиночестве и не бояться темноты. Мать купала сына в вине, считалось, что это «закаляет» его тело. Когда он выходил из возраста «грудничка», его не пичкали сладостями и вкусняшками, пища была простой и здоровой. И, конечно, с самых ранних лет он занимался физическими упражнениями, которые становились тем сложнее, чем старше он был. С пятилетнего возраста его называли «пайдион» (греч. «дитя») и с этого возраста начиналась военная подготовка. Через многие столетия так же будут воспитывать детей в кланах синоби, буквально с колыбели прививая им необходимые базовые навыки и закладывая в них умение бороться с собой и внешними трудностями. Далеко не все дети переживали этот период своей жизни.

Выжить в период начального обучения – вторая победа для спартанца
Выжить в период начального обучения – вторая победа для спартанца

В Спарте роль семьи в деле воспитания молодого поколения была сведена к минимуму. Так государство решало сразу две задачи. При обучении воинским искусствам с раннего детства достигаются наилучшие результаты, тогда же закладываются основы личности. А́гогэ (др.греч. «увод», «унесение») – спартанская система комплексного обучения и воспитания детей и юношества, кроме практических навыков, закладывала в сознание ребенка необходимые для жизни в Лакедемоне морально-нравственные установки. Общественное воспитание формировало склад психики, необходимый для спартанских граждан, жизнь которых проходила по большей части вне семьи. Кроме того, агогэ внушала юным спартиатам главенство общественных интересов над семейно-частными.

Мальчики полностью изымались из-под опеки семьи в 7 лет. Кадр из фильма «300 спартанцев».
Мальчики полностью изымались из-под опеки семьи в 7 лет. Кадр из фильма «300 спартанцев».

Начиная с семилетнего возраста, дети полноправных граждан Лакедемона получали воспитание в закрытых, полувоенных школах-интернатах (агелах). Попасть в эту элитарную военную школу иногда могли и дети из других сословий, и даже иностранцы, но это было исключением из правил и особой привилегией. Успешное завершение обучения давало возможность подобному ребенку получить гражданство Лакедемона и стать спартиатом. Для молодого спартанца прохождение полного курса обучения в агеле было обязательным условием получения гражданских прав.

Разумеется, вся образовательная и воспитательная система Спарты была направлена в первую очередь на формирование военных навыков. Поэтому, наставники (пайдономы) были из числа заслуженных, много испытавших воинов, дисциплина очень жесткой, бытовые условия крайне суровыми, а основное внимание обращалось на физическую и идеологическую подготовку. Агелы были свободны от сословных различий, а образование и воспитание в них было унифицировано. Программа обучения была общей для всех и направлена, в первую очередь, на получение практических навыков, гуманитарные науки в ней занимали минимальный объем.

-7

Из «урезанного» гуманитарного курса юный спартанец усваивал грамоту, как утверждает Плутарх: «...лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись...». Значительное внимание уделялось изучению «правильной» поэзии, она служила орудием идеологической обработки и помогала в изучении законодательства, которое было исключительно устным. Кроме того, всячески поощрялось занятие музыкой. Ученики агелы обучались хоровому пению и получали навыки игры на кифаре и флейте. Естественно, что репертуар для пения был «идеологически выдержанным» и «...воспитывал в молодежи глубокое чувство патриотизма, единения с товарищами по оружию и безусловного уважения к старшим...»

После достижения десятилетнего возраста, мальчик начинал участвовать в музыкальных, танцевальных и спортивных состязаниях. Разумеется, не сам по себе, он соревнуется в составе своего отряда (илы), вместе с которым он ест, учится и живет. Так детей приучают к жизни в составе коллектива и к дисциплине, во главе учебной илы стоит «иларх», из числа старших учеников. Илы соревнуются между собой во всем, будущих воинов приучают к борьбе.

«Три спартанских мальчика занимаются стрельбой из лука». Художник Кристофер Вильгельм Экерсберг
«Три спартанских мальчика занимаются стрельбой из лука». Художник Кристофер Вильгельм Экерсберг

12 лет – очередной этап в жизни спартанца, с этого момента он считается юношей, мейракионом (греч. подросток). И без того непростые условия жизни ужесточаются еще сильнее, а сложность физических упражнений возрастает. Под руководством пайдономов мальчишки осваивали гимнастику и орхеистику. Под гимнастикой в Греции тогда понимали бег, прыжки, плавание, метание диска, игры в мяч, охоту, верховую езду и единоборства, одним словом спортивную подготовку. Орхеистикой назывались танцы, во время которых под музыку имитировались действия воина во время вооруженной схватки. Подобный танец с оружием и в боевом облачении позволял прекрасно отработать навыки движения в бою и «почувствовать» оружие.

Пирриха - танец с оружием, предположительно, критского происхождения. Во время танца воины ритмично ударяли мечами по щитам друг друга, имитируя бой.
Пирриха - танец с оружием, предположительно, критского происхождения. Во время танца воины ритмично ударяли мечами по щитам друг друга, имитируя бой.

Юноши коротко стригли волосы и ходили босиком, туники им больше не полагалось. В любое время года их единственной одеждой служил тонкий плащ, но чаще всего они ходили обнаженными. Жилищем юным спартанцам служила общая казарма, где каждый сам устраивал себе ложе из тростника, собственноручно добытого на берегах реки Еврот. «...Зимой

позволялось устилать ложе пухом семян чертополоха, поскольку этот материал способен сохранять некоторое количество тепла...» Питание не было обильным, поэтому ведущие физически активную жизнь юноши, постоянно испытывали чувство голода. С тем, что их специально держали впроголодь, согласиться не могу, это несовместимо с обучением воина.

Юные спартанцы не терялись и не упускали возможности что-либо стянуть, и тем разнообразить свое питание. Наставники, сами прошедшие эту школу, считали, что подобные вылазки воспитанников развивают хитрость и умение действовать нестандартно, что может пригодиться на войне. В случае поимки, юношей ожидало наказание, не столько за сам факт кражи, сколько за неумение действовать незаметно и нерасторопность. Возможно, кто-то будет удивлен, но в современной армии негласно существует такая же традиция.

На наказания наставники в агеле не скупились, но юные спартиаты принимали наказания с достоинством
На наказания наставники в агеле не скупились, но юные спартиаты принимали наказания с достоинством

В агеле, как и во всей жизни Лакедемона, соблюдалась возрастная иерархия, младшие возрастные группы безусловно подчинялись старшим. Воспитатели развивали в своих учениках дух соперничества и старались уже на ранних этапах выделить из их среды наиболее способных, чтобы из каждой возрастной группы выделялась группа лидеров. «... За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества - отважен ли мальчик и упорен ли в схватках..." Плутарх

Основой спартанского воспитания было поощрение не только дисциплины, но и личных заслуг. Успешное прохождение всех этапов воспитания могло стать ступенькой для карьерного рывка. В конце обучения лучшие юноши зачислялись в корпус "всадников", который служил резервом для пополнения политической и военной элиты Лакедемона. Впрочем, успешное обучение в агеле, в любом случае, было хорошим подспорьем в жизни. Репутация, заработанная во время обучения, иногда даже использовалась как аргумент в суде, при обвинении в том или ином преступлении.

-11

В 14 лет юноша достигал очередного этапа на пути к взрослой жизни, после которого он получал некоторые гражданские права. Но до этого ему надо было пережить обряд «диамастигосис» (бичевание), в ходе которого юношей били бичом на алтаре богини Артемиды Орфии. По поводу смысла обряда у ученых существуют разные версии, но никто не отрицает, что били сильно. Вот как описывает это Плутарх: «...пороли бичом на алтаре Артемиды Ортии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год...» Павсаний считает, что: «...Прежде приносили в жертву того, на которого указывал жребий, но Ликург заменил это бичеванием эфебов, и алтарь стал таким образом орошаться человеческой кровью...»

-12

Благополучно переживший «диамастигосис» становился «эйреном», и в течение следующего года он проходил «стажировку» в военных отрядах спартиатов. Часть новоиспеченных «курсантов» участвовала в карательных мероприятиях против илотов под названием «криптии». Опять дадим слово Плутарху: «...Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов...»

После возвращения в агелу, эйрен продолжал изучение военного дела и привлекался для помощи пайдономами в воспитании младших учеников. После достижения двадцатилетнего возраста спартанец получал гражданские права и становился полноправным членом общественных трапез (сисситий), начиналась его взрослая жизнь. О том, какой она была, в следующий раз.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" Суриков И. Е

«История Спарты (период архаики и классики)» Л.Г. Печатнова

"Армия Спарты" Н. Секунда

Употребление спиртного в Лакедемоне не приветствовалось и с детства спартанцам прививали отвращение к тем, кто подвержен этому пороку.   «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте
Употребление спиртного в Лакедемоне не приветствовалось и с детства спартанцам прививали отвращение к тем, кто подвержен этому пороку. «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

-14