Найти тему
Genesis

Битва при Фермопилах. Правдивая история про 300 спартанцев.

Все мы знаем легенду о царе Леониде и 300 спартанцев, давших бой многотысячной армии персов под Фермопилами. Об этом снято несколько фильмов, их образ присутствует в различных легендах (иногда даже не относящихся к событию) их имя во многом стало нарицательным.

Но было ли всё взаправду, или это очередная красивая легенда? Рассказываем настоящую историю о легендарном событии.

Как выглядел мир в то время?

Для многих из нас, античность представляется каким-то общим, единым периодом. Александр Македонский, Ганнибал, царь Леонид, Клеопатра и Ахиллес являются для большинства некими современниками, жившими плюс-минус в одну эпоху. Но вот вам интересный факт: знаменитые египетские пирамиды были для Клеопатры гораздо древнее, чем сама Клеопатра является древней для нас.

Так когда же случилось легендарное сражение? Официальная дата события: 480г. до н.э. И для того, чтобы вам было проще представить её, я нарисовал условную временную шкалу.

Художник из меня не очень, я знаю.
Художник из меня не очень, я знаю.

Итак, когда примерно происходили события, мы определились. В то время, греческие города находились в состоянии сильнейшей раздробленности. Никакой центральной власти не существовало и каждый город, по сути, являлся отдельным небольшим государством. Хотя греки, надо отметить, всё же идентифицировали себя как единый народ. Персы (современный Иран), в свою очередь, наоборот, были огромной целостной империей, которая и позарилась на разрозненные города, которые как будто сами говорили персам: "захвати нас, мы не сможем дать отпор".

Найдя повод для нападения в виде вмешательства Афин и Эретрии в восстание Ионии против власти персов, последние спешно засобирались в большой поход. Для начала, персидский царь Дарий отправил во все греческие города послов, с требованием "земли и воды". Если говорить современным языком, персы прямым текстом потребовали покориться им. Персидская империя была большая, сильная, с огромной армией, а греческие города - маленькими, несоизмеримо слабее и разумными. Всё же от таких требований не принято отказываться.

Дон Корлеоне, как и персы, тоже умел делать предложения, от которых невозможно отказаться.
Дон Корлеоне, как и персы, тоже умел делать предложения, от которых невозможно отказаться.

В итоге, опустив голову, требования приняли все греческие города, кроме двух. В просвещённых и вежливых Афинах послов справедливо судили и аккуратно казнили. В суровой Спарте же их просто сбросили в колодец, предложив поискать земли и воды там.

Царь Дарий задумался, почесал голову и решил что такие ответы не очень похожи на демонстрацию покорности, после чего стал собирать армию. На следующий год после казни послов, персидский флот уже двигался к Афинам. По пути персы вспомнили, что в прошлом их обидела ещё Эритрея и заехали ненадолго туда, разрушив её в наказание за бунт. Далее, воодушевлённые, они поплыли наказывать афинян. Однако с последними всё оказалось несколько сложнее. Афины, вместо того, чтобы как все нормальные города, покориться власти персов, дали им бой при Марафоне. Да, это тот самый Марафон и та самая битва, благодаря которой у нас есть теперь марафонская дистанция. В ней 10-тысячное войско афинян при поддержке 1 тысячи платейцев наголову разбили 26-тысячную персидскую армию. Отступившие на корабли персы решили быстро проплыть к незащищённым Афинам и захватить город, пока греческая армия празднует победу. Но афинский военачальник Мильтиад разгадал хитрый план и совершил марш-бросок в те самые 42 км обратно в столицу. Когда злые и побитые персы приплыли, они с удивлением обнаружили, что вражеская армия ждёт их уже здесь. "Не очень-то и хотелось", - сказали персы и уплыли домой.

Узнав о позорном поражении, Дарий покачал головой и решил, что такой позор можно смыть только кровью, после чего начал собирать огромную армию, рассчитанную на покорение всей Греции. Пока он это делал, в Египте случилось восстание, которое отвлекло его, а потом Дарий и вовсе внезапно умер в возрасте 64 лет. И на этом всё могло бы закончиться, но дело быстро подхватил его сын Ксеркс.

Да, вот такой, а не лысый и в пирсинге.
Да, вот такой, а не лысый и в пирсинге.

Ксеркс весьма живо разобрался с египетским восстанием, доставшимся ему в наследство вместе с империей, а затем начал собирать огромную армию для вторжения в Грецию. Поражение при Марафоне он считал глупым недоразумением и планировал не только наказать дерзких афинян, но так же раз и навсегда закрыть вопрос с неподчинением греческих городов. Армию он собрал из всех народов своей огромной империи. А чтобы вы понимали насколько она была огромной, я приложу вот эту карту, где отмечены её территории.

Это вам не современный Иран!
Это вам не современный Иран!

Почти десять лет ушло у него на подготовку к вторжению. Чтобы вы понимали всю степень амбициозности Ксеркса, я скажу что для переправки войск он приказал соорудить плавучий мост через Дарданеллы. А чтобы вы поняли степень эксцентричности царя, скажу что когда морской шторм разрушил этот мост, Ксеркс отправил своих людей в наказание богам лупить морскую воду. Кстати, мы вот смеёмся, а метод сработал: после этого персидское войско успешно переправилось через пролив.

Помимо гигантской сухопутной армии, Ксеркс собрал также громадный флот, который перевозил на себе ещё часть армии в виде морского десанта.

Греческие города, видя приближение такого огромного войска, объявили временное перемирие между собой и организовали в Коринфе экстренное собрание, на котором должны были решить как им быть в данной ситуации. Опустим все варианты, которые там предлагались и скажем лишь то, что предводителем Афин Фемистоклом, было предложено встретить персов в Фермопильском ущелье. Учитывая что ордам Ксеркса противостояли греческие гоплиты, сражающиеся плотной фалангой, ущелье идеально подходило для того, чтобы нивелировать численное превосходство противника, а также его конницу. Обойти оборонявшихся возможно было лишь двумя путями: по морю и через особую, малоизвестную тропу. Море взяли на себя Афиняне. После Марафонского сражения, Фемистокл усердно готовился к реваншу персов. Благодаря его стараниям, Афины могли сейчас выставить весьма внушительный флот, который хоть и уступал в численности персидскому, но всё равно был в состоянии задержать персов, не дав им обойти сражающихся на суше с тыла. А вот оборону самого ущелья, должен был возглавить спартанский царь Леонид. Под его начало поступило около 5000 греков.

Однако когда дело дошло до самих спартанцев, выяснился неприятный момент: в это время проходил праздник Карнеи, совпавший, ко всему прочему, с проведением 75 Олимпийских игр. Вот вы сейчас смеётесь, а попробуй вас заставить в Новый год поработать! Вот и спартанцы сказали что богов им прогневить никак нельзя, поэтому сейчас они закончат сначала и сразу присоединятся к общей армии. Леонид расстроился, но не отчаялся. Он собрал 300 лучших воинов и отправился к месту битвы. Кстати говоря, старейшины предлагали ему взять хотя бы тысячу, но Леонид рассудил что если ему не хватит трёхсот своих воинов, то и тысячи окажется мало.

Итого, если оценивать мощь армий (согласно современным исследованиям), выходит такая картина:

  • Со стороны персов сражалось около 200-250 тысяч воинов.
  • Со стороны Греков - примерно 5-6 тысяч, включая тех самых 300 спартанцев.

Когда персидское войско прибыло, Ксеркс отправил послов к грекам с предложением сдаться и сложить оружие. На что получил легендарный ответ Леонида: приди и возьми.

"Вот приду и возьму", - решил Ксеркс и отправил против греков первую волну атакующих, состоящую из истинных, "коренных" персов. Леонид расположил своих спартанцев впереди войска, в самом узком месте ущелья, приняв основной удар на себя. Персы с разбега убились о выставленную фалангу и немного расстроились. Ксеркс тяжело вздохнул и отправил вместо них кисеев и саков, которые были известны своей воинственностью. Однако их постигла та же участь. Ксеркс вздохнул ещё тяжелее и отправил в битву свою личную гвардию "Бессмертных", которые, к его разочарованию, оказались вовсе не бессмертными. Спартанцы использовали тактику ложного бегства, заставив персов расстроить ряды и погнаться за собой, а затем резко остановились и перебили догоняющих. Всего за первый день спартанцы потеряли трёх человек.

-5

"Утро вечера мудренее", - рассудил Ксеркс и сказал что для первого дня достаточно. Наутро он вновь собрал свои войска и решил использовать метод кнута и пряника, пообещав вознаграждение за успешную атаку и страшную казнь за бегство с поля боя. Воины покивали головами, бросились в атаку, в которой добились примерно того же, что и в первый день. То есть ничего. Все атаки второго дня оказались столь же провальными.

"Ничего не понимаю", - удивился Ксеркс, - "и что мне с ними делать?"

Пока он думал, к нему доставили местного жителя Эфиальта, который радостно сообщил, что знает обходной путь и за некоторое вознаграждение готов его показать. Ксеркс обрадовался и отправил вместе с Эфиальтом 20 тысяч человек в обход. Стоит отметить, что Леонид также знал об этой тропе и, на всякий случай, предварительно выставил там тысячу фокийцев, которые, собственно, и заметили приближающихся персов.

- Персы! - удивлённо воскликнули фокийцы.

- Спартанцы! - испуганно воскликнули персы.

- Идиоты, - разочарованно воскликнул Эфиальт, - это же не спартанцы, а фокийцы, продолжайте манёвр!

Фокийцы отступили на вершину холма, откуда поспешили известить Леонида о приближающихся персах. В результате, в греческом лагере произошло разделение мнений: одна часть считала что нужно оставаться и сражаться, другая - что лучше дать бой в другом месте, а тут делать уже нечего. Спор рассудил Леонид, который сказал что оставаться и правда самоубийство, поэтому... он остаётся. А вот остальным надо уходить, Родину надо кем-то защищать, а положить здесь всю армию будет глупо. Он же, со своими спартанцами, в свою очередь, сможет прикрыть их отступление. С ним также остались феспийцы и фиванцы, чьи земли лежали прямо дальше на пути армий Ксеркса. Всего сражаться осталось около 500 человек, включая спартанцев.

Когда с тыла показалась персидская армия, Леонид совершил отходной манёвр и сменил дислокацию своих оставшихся войск. Во время этого небольшого отступления, фиванцы отделились и сдались в плен, предпочтя его смерти. Последний бой спартанцы приняли уже лишь в компании феспийцев. Приняли они его, надо сказать, достойно. Сломав о персов копья, спартанцы сражались своими короткими мечами, продолжая, при этом, складывать персов в огромном количестве. Оставшихся воинов персы уже расстреляли из луков и забросали камнями.

Кадр из к/ф "300 спартанцев"
Кадр из к/ф "300 спартанцев"

В то же время, афинский флот успешно сдерживал персидский, не давая тому прорваться в тыл. Узнав о поражении своего спартанского коллеги, Фемистокл приказал отступить, поскольку оборонять стало уже нечего.

Битва за Фермопилы была проиграна, однако боевой дух персов и их решимость оказались изрядно поколеблены. Впереди была долгая война, начало которой было положено с этой поистине пирровой победы Ксеркса.