Врачи первичного звена нередко сталкиваются с инфекциями мочевыводящих путей (ИМП) у своих пациентов. Причём эту патологию окружает множество мифов. Зачастую врачи ошибочно диагностируют ИМП при обнаружении бактерий, лейкоцитов, плоского эпителия, нитритов в моче, а также при помутнении и изменении запаха мочи.
Эксперты говорят, что не следует недооценивать и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), особенно у молодых пациентов. Также у женщин с бактериальным вагинозом риск развития ИМП значительно возрастает. Асимптоматическая бактериурия (АСБ) встречается у 15-20% женщин >70 лет и у 5-10% мужчин старше 65 лет и в настоящее время рассматривается как доброкачественное и иногда даже защитное состояние.
Тенденция к широкому и неоправданному назначению антибиотиков, как утверждают эксперты, приводит к нарушению кишечного микробиома, Кроме того, 95% серотонина синтезируется в ЖКТ, поэтому люди, которые бесконтрольно и беспричинно принимают антибиотики, часто испытывают симптомы тревоги.
Однако куда страшнее злокачественные новообразования. В частности, рак предстательной железы (рак простаты, РПЖ).
Специалист первичного звена должен знать перечень симптомов и синдромов, вызывающих подозрение на онкологическую патологию и уметь выявлять пациентов, входящих в группы высокого риска развития или наличия онкологического заболевания и направлять их к онкологу.
Симптомы, которые могут «говорить» об РПЖ делятся на симптомы инфравезикальной обструкции (ослабление и прерывистость струи мочи; ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, учащение мочеиспускания и пр.), симптомы, связанные с местным прогрессированием опухоли (гемоспермия, гематурия, недержание мочи, эректильная дисфункция, боль) и симптомы, связанные с отдаленными метастазами (боль в костях). Диагностика включает пальцевое ректальное обследование, трансректальное УЗИ, МРТ органов малого таза, определение маркера РСАЗ, анализ крови на ПСА (ПСА – не опухолево-специфичный, а органо-специфичный маркер, его интерпретация должна проводиться с учетом различных факторов).
Прогноз определяется стадией, на которой выявлен РПЖ, а также степенью дифференцировки опухоли и уровнем ПСА. Это 85-97% общая выживаемость пациентов с I-II стадией болезни после радикального лечения и 24-36 месяцев – средний период до прогрессирования на фоне лечения при выявлении РПЖ на стадии метастатического процесса.