1. Стиль
Письма отца Федора, адресованные супруге, и путевые заметки тверского купца Афанасия Никитина похожи по стилю. В своих посланиях Востриков использует традиционные формулировки из средневековой литературы о паломничествах : "город Баку очень большой", "жара здесь страшная", "инородцев здесь множество."
Если мы сравним письма с "Хожением" Никитина, то увидим, что отец Федор более чем старательно копирует интонации этого текста: "Дабил же есть град велми велик, "силен вар в Гурмызе", "а земля людна велми", и тому подобное.
Оба путешественника сообщают своим читателям о расстоянии между городами:
… от Бидара до Кулонгири пять дней <пути>
- информирует нас Афанасий Никитин.
Пути отсюда до Батума - на пятнадцать рублей с копейками
- вторит ему отец Федор.
Добавим, что описание обоих путешествий являются грешными по своей сути: словесные обороты позаимствованы из литературы о святых местах, но цель "паломничества" как у Никитина, так и у Вострикова - жажда наживы.
2. Детали поездки
Любопытно, что оба маршрута имеют общую точку пересечения - Баку. С той лишь разницей, что Баку времен Афанасия Никитина еще поддавался склонению:
А яз пошел к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы; а из Баки пошел есми за море к Чебокару
Похожи и суммы путевых издержек.
Афанасий Никитин:
а жить в Индостане — всё истратишь, потому что у них всё дорого: я один человек, а по два с половиною алтына в день издерживаю
Отец Федор:
За номер в гостинице уплатил 2р. 52 к.
Пришлось пойти на новый расход: купить английский кепи за 2 р. 50 к.
3. Утаивание информации от читателя
Оба путешественника темнят и явно что-то недоговаривают. Афанасий Никитин, например, рассказывает, что в начале путешествия подвергся ограблению, однако волшебным образом у него оказываются средства не только на длительное путешествие, но и еще и на покупку дорогого жеребца.
У отца Федора с завидным постоянством исчезают предметы гардероба, одолженные им у брата супруги. То картуз, то пальто теряются при загадочных обстоятельствах.
О пропаже пальто повествует более чем странная фраза:
Относя письмо в почтовый ящик, у меня украли в номерах "Стоимость" пальто брата твоего, булочника
Корявость этого предложения - дело десятое. Удивляет другое: каким образом, о. Федор мог узнать об исчезновении пальто после отправки письма? Вопрос из той же серии, как и "откуда у ограбленного купца деньги на дорогого коня и безбедное проживание в далекой стране?"
Отец Федор, возможно, продает вещи "брата жены", чтобы покрыть дорожные расходы. На что живет Никитин - загадка века. То ли у него, как и у Вострикова, запас золотых монет в подкладке пиджака, то ли имеются тайные спонсоры.
4. Совпадение цели путешествия
Однако это все цветочки. А вот и ягодки: цель обоих путешествий, скорее всего, одна и та же. Отец Федор гоняется по жарким краям за призрачными бриллиантами мадам Петуховой, а Афанасий Никитин, по версии современных исследователей, совершает свой вояж в Индию за ... алмазами Голконды. Именно камни, а не пряности и не шелка интересуют Никитина в Индии.
Как мы помним, "Афанасий сын Никитин" - тверской купец. А Тверь как раз борется с Москвой за политическое первенство, и заморские алмазы были бы тут очень кстати.
Таким образом, муза дальних странствий обоих путников исполнена все той же бриллиантовой корысти.
Увы, приступ алмазной лихорадки оказался губителен для обоих: тверской купец умер, не добравшись до родины, а о. Федор был отправлен в психиатрическую лечебницу...