Принято считать, что ретро-панк - редкий гость на большом экране, особенно если речь идет о российских полнометражных фильмах.
Ретро-панк или тайм-панк - альтернативно-историческая художественной реальность, где властвуют нормы и правила, заимствованные из исторического прошлого – вышедшие из употребления, однако, не совсем забыта, а ставшие архетипическими - своего рода знаками времени. Кирпичики альтернативной реальности - фантастические допущения в ретро - панке разнообразные. Используют принцип гипертрофии технологий (паровые или дизельные двигатели, часовые механизмы, даже паруса!) или просто характерные черты исторической эпохи вроде корсетов или пулемета Гатлинга.
Главное в ретро-панке - сконструировать альтернативную реальность, где действуют более жесткие, порой жестокие правила и нормы, способные не просто увлечь, но взбудоражить, напугать или шокировать зрителя. Согласитесь - шокировать современного зрителя - задача крайне сложная, а сделать это в историческом антураже - еще и дорогостоящая.
И все же такие редкие жемчужины в нашем кино существуют!
Мешок без дна 2017 года от режиссера Рустама Хамдамова (да, да, того самого, который должен был снимать Рабу Любви вместо Михалкова) сразу привлек внимание необычной визуальной эстетикой. Это был подлинный "боярский панк" - то есть ретро-панк из жизни эдаких былинных бояр с гипертрофированными элементами костюма и быта + щепотка магии. Золотой рыбки на посылках нет, зато есть Алла Демидова в роли бабы Яги.
Не путать с пресловутым довольно примитивным бояр-аниме о боярских кланах в современном мире из-под пера далеких от исторических знаний начинающих авторов.
Визуальное решение вдвойне необычное - ведь в основе сюжета рассказ классика японской литератур Акутогавы, Рюноске "В чаще". Сюжет которой сплетен словно ожерелье из рассказов очевидцев о трагическом происшествии. Нить, объединяющая рассказы - Чтицы. Она живет в совершенно другом мире, в поре "русского викторианства" - эпохе Александра третьего.
Это своего рода "корсетный панк".
Времена, когда вера в прогресс была сильна настолько, что адъютанты в кителях и корсетах вели дуэли на математических формулах, и дамам в корсетах приходилось самим развлекать великого князя словесными дуэлями, видениями, странными историями из жизни бояр, да прочим "спиритуализмом".
Несмотря на экстравагантности - без которых в ретро-панке - никак! - фильм вполне зрительский, эффектный и увлекательный.
Дуэлянт 2016 года фильм куда более на слуху благодаря агрессивной промо-компании и участию Владимира Машкова, но смотрело огорчительно мало людей.
Истинный герой этой ретро-панк картины - дуэльный пистолет, ну и щепотка магии, которая еще никогда не вредила ретро-панку. особенно если этом магия шаманская, и происходит из загадочного племени алеутов.
Визуальный нарратив Дуэлянта - яркий, но в то же время монументальный и громоздкий, давит на зрителя как грехи прошлого. Все женщины здесь подобны задрапированным изваяниям, а мужчины - закованными в рыцарскую броню.
Социальное неравенство, ограничения связанные с происхождением и родовой честью, конфликты ими порожденные - одна из любимых тем ретро-панка оказываются в центре сюжета.
Способ разрешения конфликтов обыгрывается весьма радикальный - дуэль. Дуэль с бессмертным рыцарем. Несмотря на интригующую историю, Способ разрешения конфликтов обыгрывается весьма радикальный - дуэль. Дуэль с бессмертным рыцарем. Несмотря на интригующую историю, мир Дуэлянта настолько безысходный и неуютный, что хочется покинуть его, покинуть как можно скорее.
Поэтому давайте перенесёмся в атмосферу диккенсовскую. Можно даже сказать лондонскую. Таковую удалось создать авторам еще одного ретро-панка - полнометражной картины Девятая, 2019 г.. В порядке английского юмора - сценаристов в фильме Девятая целых одиннадцать. Самые маститы из них - супружеский тандем писателей - фантастов Дьяченко.
Что неудивительно, ведь звезда фильма - британская актриса Дэйзи Хэд, сыгравшая гастролирующего медиума - Оливию.
В тени огненных смерчей Оливии изрядно поблек следователь в исполнении Евгения Цыганова, и его помощник - эдакий Фандорин в юные годы - Дмитрий Лысенков.
Конфликт магии с наукой и техникой, которыми вооружены сыщики-прогрессисты, адепты бертильонажа и дедукции, один из излюбленных в ретро-панке. Аллюзии на первую часть ШерлокХолмсковской эпопеи от Гая Ричи неизбежны, как не крути - Гай Ричи один из самых культовых режиссеров этого направления.
Способна ли магия проиграть прогрессу?
В силах ли прогресс победить магию?
Спойлеры плохой помощник в обоих случаях. Рекомендую посмотреть все лично чтобы выяснить.
На этом ретро-панк истории в отечественном исполнении не заканчиваются – есть среди них и сериалы, и фильмы с участием реальных исторических лиц - на них остановлюсь в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!