Найти тему

О глубине арт-терапии, бессознательном, творчестве

«Люди не становятся свободнее, когда делают всё что хотят… Люди обретают свободу только тогда, когда они делают то, что нравится глубинному «я». Но нужно еще добраться до глубинного «я»! Для этого придется понырять».
Д. Г. Лоуренс.

Ещё не прошло и месяца после того, как я повысила свою квалификацию арт-терапевта, окончив полугодичный спецкурс «Методы арт-терапии в гештальт-подходе». Думала ли я когда-нибудь, что стану психологом, а тем более арт-терапевтом? Едва ли. Хотя моя жизнь с самого детства связана с творчеством и несколько лет я была хозяйкой психологического творческого центра. Сейчас я помогаю людям справляться со сложными ситуациями и открывать в себе новые силы, благодаря творческому процессу и это для меня до сих пор большой и приятный подарок от жизни. Не перестаю удивляться и радоваться своей профессии. То, что я практикую медитацию и применяю ее в своей психологической практике, только добавляет глубины в процесс арт-терапии. Об этом мы сегодня и поговорим. О глубине и арт-терапии.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) – является одним из направлений психотерапии, в её основе лежит занятие творчеством под руководством психолога – арт-терапевта. Другими словами, можно сказать, что это «терапия творчеством» или от себя я бы добавила – «исцеление искусством». Основоположником арт-терапии является великий швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Изначально Зигмунд Фрейд считал, что бессознательные процессы проявляются в символических образах, когда человек начинает рисовать или что-то создавать. Юнг продолжил его идеи и стал воплощать их в своей практике с пациентами. Также данные идеи развивали и другие психологи.

Арт-терапия – является очень эффективным инструментом по работе с бессознательным.

Я часто на своих групповых занятиях привожу довольно популярную метафору. Представьте айсберг. Видимая верхушка находится над водой, и огромная часть скрывается в глубине океана. И это не 50 на 50. Верхняя часть занимает примерно одну треть. Из этого следует, что доля ледяной глыбы под водой значительно больше.

Видимая часть айсберга – есть наше сознание. То, что мы думаем, понимаем про себя. Наши убеждения, ценности, смыслы, привязанности и т.д. А вот то, что скрыто под водой – это личное бессознательное. Оно огромно, влиятельно, невидимо и неосознаваемо. Мы можем наблюдать проявления бессознательных процессов в своей жизни через сны, настроения, инстинкты, эмоции, интуицию, озарения, телесные симптомы, болезни, предчувствия, творчество.

Самая большая часть айсберга скрыта под водой, также как и наше бессознательное. Фото: yandex.ru
Самая большая часть айсберга скрыта под водой, также как и наше бессознательное. Фото: yandex.ru

Если вы ярко представили себе мою метафору, то думаю, что вы поняли, что именно оказывает большее влияние на нашу жизнь. Конечно же, бессознательное. Хотим мы того или нет. В психотерапии мы часто, так или иначе, работаем с образами бессознательного. Арт-терапия, в свою очередь, делает это максимально глубоко и бережно.

В нашем внутреннем мире всегда что-то происходит. В психике протекают различные процессы, о существовании которых мы даже не подозреваем (и слава богу!). То, о чём мы думаем и осознаём – лишь малая часть безбрежного и необъятного личного микрокосмоса. Самое интересное и ресурсное скрывается на достаточной глубине. Естественно нырнуть в безграничный океан сокровенного внутреннего мира помогают творчество, арт-терапия и медитация.

«А зачем глубоко копать? Разве нельзя жить, довольствуясь тем, что находится в сознании?» – спросите вы.

Конечно, можно. Только дело в том, что в бессознательном скрываются не только ресурсы. Всё то, что мы подавляем, отрицаем, отвергаем, тщательно скрываем (от себя и ото всех), тоже располагается в «темных» уголках души. Если человек привык подавлять свои чувства, эмоции, инстинкты, интуицию, телесные сигналы и рассчитывает только на свой интеллект и рациональное, то с большой вероятностью у такого человека могут развиться психосоматические болезни или будут плохо идти дела в какой-то из сфер жизни. Потому что целостного контакта с собой нет и для того, чтобы его наладить необходимо обратиться к внутреннему миру и бессознательному.

В таком случае, прежде чем докопаться до ресурсов придется разбираться с подавленным. Это может быть длительный и довольно неприятный процесс, но он того стоит. С помощью арт-терапии это делать интересно, потому что уже само прикосновение к своей душе с помощью цвета, красок, линий, картинок (в случае метафорических карт) будет целительно. Конечно, большую роль в этом деле играет арт-терапевт. Его личность, компетентность, профессионализм. Должен ли сам арт-терапевт быть творческим человеком? Однозначного ответа нет. В моём случае, так и есть. И мне это очень помогает.

И ещё один важный вопрос: где заканчивается арт-терапия и начинается искусство?

Являются ли произведения искусства арт-терапией для их создателей?

Это очень сложные вопросы. Я считаю, что любое произведение искусства в какой-то степени является терапевтичным для автора. Осознаваемо или нет. Но не любой плод труда арт-терапии является искусством. В чем разница? Работа, выполненная в ходе арт-терапевтического упражнения, воспроизводит внутренний мир автора. Для того чтобы приблизиться к искусству этот мир должен быть выдающимся, гениальным, интересным или прекрасным.

Как говорит Джулия Кэмерон*: «Чтобы преуспеть в самовыражении, нужно, чтобы было что выражать».

Иначе это просто подавленные эмоции, чувства и боли на свободе, которые могут впитывать другие люди. Но эта история для другой статьи, так как тема очень обширная.

Буду рада вашим откликам, вопросам и комментариям!

*Джулия Кэмерон – американская писательница, автор популярного бестселлера «Путь художника».

Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал!

Групповые занятия по арт-терапии всегда проходят очень ресурсно и вдохновляюще. Фото автора
Групповые занятия по арт-терапии всегда проходят очень ресурсно и вдохновляюще. Фото автора