Предыдущие части: Вступление, Музыка это ритм, Наблюдение отношений, Рождение системы
Я говорю голосом Кашпировского: "Осторожно. После прочтения данного материала вы можете начать писать музыку." И знаете, это шутка лишь отчасти. Мы стоим на пороге открытия. (Музыканты в курсе, но это же ликбез).
Для людей, не имеющих профильного образования, представление о музыке ното-центрично. Они знают, что есть ноты "до ре ми фа соль ля си", из которых и составлена музыка.
А что такое ноты? Это набор звуковых частот разной высоты, каждой из которых присвоено своё имя. Когда мы слушаем мелодию, возникает впечатление, что мы слушаем просто последовательность нот (частот).
Когда мы, не умея, пытаемся играть музыку, то думаем, что нужно выбрать ноты (частоты) в каком-то специальном порядке, и просто музыканты знают этот порядок, а мы нет.
Вы, наверное, когда-нибудь нажимали на пианино разные клавиши из любопытства? В результате получается нечто немузыкальное, но иногда, при удачном совпадении, пробивается фрагмент, похожий на мелодию.
Как, как это получилось? – появляется восторженный интерес. Вы случайно нашли какие-то правильные ноты, у которых есть свой секрет?
Давайте сначала разберёмся,
Влияют ли частота или название ноты на её музыкальные свойства?
Стандартом для настройки инструментов является нота "ля" с частотой 440 Герц (так звучит камертон). От неё можно построить все остальные ноты и октавы. Почему именно 440 Герц, почему именно от "ля"?
Это всего лишь историческое наследие. Привязка ноты "ля" к конкретной частоте возникла из-за того, что музыкальное сообщество нуждалось в единой отправной точке, чтобы мелодию, написанную одним человеком, мог воспроизвести другой человек, и она звучала бы идентично.
Никакой другой необходимости нет! Это всего лишь стандартизация.
Построить все ноты можно не только от "ля", но и очевидно от любой другой ноты. Также можно назначить ноте "ля" любую частоту. Некоторые пуристы считают, что она должна быть 432 Герца, но и это не важно.
Любую частоту!
Давайте воспользуемся ещё раз онлайн-генератором звукового тона.
Можно слушать любую частоту и задаваться вопросом: чем она лучше или хуже другой? Звучит она музыкально или нет?
Нет, все частоты различаются лишь тем, что они выше или ниже. Никакой собственной музыкальности в них не присутствует, они все равноправны, среди них нет особенных и волшебных. Даже если мы решим, что какая-то частота нам точно нравится больше, то, не обладая абсолютным слухом, не сможем в следующий раз узнать её.
Откуда же тогда берётся ощущение музыки, когда мы слушаем набор частот?
Ответ всегда был перед нами. В предыдущих частях мы выяснили, что музыка – это набор консонантных частот, а сами консонантные частоты определили как набор численных отношений.
Но отношений между чем и чем? Давайте ещё раз внимательно посмотрим на схему "чистого строя" из прошлой части.
Самая первая частота, какую бы мы ни выбрали, всегда относится сама к себе как 1:1. Это именно та частота, которую мы слушали саму по себе.
Частота ноты "ре" имеет отношение 9:8 по отношению к чему? К ноте "до", то есть к самой первой частоте. Допустим, если "до" равна 100 герц, то 100*9/8 = 112,5.
Частота ноты "соль" имеет отношение 3:2 по отношению к чему? Тоже к ноте "до", то есть 100*3/2 = 150.
Если вы не поняли в прошлые разы, то нужно обязательно понять сейчас:
Все отношения внутри октавы строятся по отношению к её первой частоте.
То есть первая частота (нота) является базовой, а все остальные зависят от неё, прочно связаны с ней через свои отношения.
Для дальнейших экспериментов вам нужен какой-нибудь музыкальный инструмент или телефонное приложение с клавиатурой пианино. Можно попробовать и онлайн.
Начните с того, чтобы нажимать любую отдельную клавишу. Как и следует ожидать, одна нота сама по себе звучит не лучше и не хуже любой другой ноты.
Теперь, можете начать с любой ноты, но для определённости давайте возьмем "до" любой октавы. Нажмите "до", а затем "ре" (9:8).
- Вы сыграли: две ноты (две частоты).
- Вы услышали: две ноты?
НЕТ.
Вы услышали ОТНОШЕНИЕ 9:8 между двумя нотами.
Происходит это так. Когда вы играете первую ноту (частоту), сама по себе она ничем не является, но мозг устанавливает её в качестве базовой (опорной). Это значит, что все следующие частоты мозг будет сравнивать с этой базовой частотой.
Как мы знаем, мозг не очень хорошо определяет абсолютные значения (цвета, яркости, громкости, частот), но зато очень хорошо определяет разницу между двумя значениями.
Вы можете установить любую частоту в качестве базовой, но сыграв вторую частоту в соотношении 9:8 с ней, вы всегда услышите ноту "ре" по отношению к базовой частоте, которая для вас уже пост-фактум превратится в "до".
Мозг настолько хорош, что может определить соотношение частот, даже когда они не звучат одновременно. Просто, услышав первую частоту, он запоминает её, и может вычислять отношения других частот с этой запомненной частотой.
Следовательно, музыка возникает не из нот, а из интервалов между нотами.
Одна нота технически является музыкой. Даже полная тишина тоже является музыкой, и есть записи этой музыки.
Но реально музыка начинается тогда, когда появляется отношение, оно же интервал. Ноты могут быть заданы какими угодно частотами, но интервалы между ними всегда остаются одни и те же. Вы должны видеть не ноты, а интервалы:
Теперь можно ответить на вопрос, почему октава называется октавой. Октава это не 7 нот, и не 8 нот, а 8 интервалов, заданных с помощью 8 нот (включая первый интервал 1:1, отношение ноты "до" к самой себе, а последняя лишняя нота "до" нужна, чтобы закончить интервал 2:1).
Как мы уже обсуждали, в октаве на самом деле 12 интервалов, но только 7 из них поименованы, потому что имеют более важное значение. На клавиатуре пианино эти ноты – только белые клавиши.
Вы можете снова попробовать играть на пианино, нажимая разные клавиши, но теперь следуйте правилам:
- Начинайте всегда с ноты "до". Так пока будет проще.
- Играйте только на белых клавишах.
- Думайте не в нотах, а в интервалах относительно базовой частоты (ноты "до").
- Выбирайте более красивые интервалы.
Сыграйте, например, до-соль, и вы получите интервал более яркий и гармоничный, чем до-ре. Это потому что соотношение до-соль 3:2, то есть самое консонантное после 1:1 и 2:1.
Если же вы сыграете интервал до-си (две рядом расположенные белые клавиши), то получите неприятный звук (попробуйте сыграть обе ноты одновременно). Потому что соотношение до-си это 15:8, что довольно далеко от идеала.
В общем, не факт, что вы сыграете какую-то музыку, но вы должны уже заметить, что по сравнению с хаотичным нажатием клавиш вы получили некую систему, которая звучит явно более музыкально. Оставаясь в рамках этой системы, вы избавляете себя от заведомо плохих вариантов, и вам остаётся только экспериментировать с теми, из которых действительно что-то может получиться.
Да, я в начале сказал "вы можете начать писать музыку", но хитрость в том, что последовательность нот, даже гармоничных, не станет музыкой, пока не будет закончена. Это мы обсудим в следующих частях.
Читайте также: Компьютерная музыка