Вступление здесь.
Неизвестно откуда в нас, людях, а также в некоторых других живых существах, заложено чувство ритма.
Есть оно у вас или нет, очень легко проверить. Если вы способны притопывать ногой в такт музыке, которую слышите, то оно есть. Одновременно это означает, что у вас есть и музыкальный слух.
Ритм это удары, возмущения или любые другие процессы, которые повторяются через равные интервалы времени, иначе говоря – с определенной частотой. Частота может быть: раз в сутки (восход солнца), раз в год (сады цветут) и так далее. Но нас интересуют ритмы с частотой один раз и более в секунду, то есть выражаемые через единицу измерения Герц.
Вы можете начать создавать музыку прямо сейчас. Просто начните равномерно стучать пальцем по столу, например. Вы создали некий ритм, и это уже есть музыка.
Но правда ли это? Ведь музыка это ноты, которые звучат не так, как удары пальцем по столу.
Откройте онлайн-генератор тонов, например такой. Выберите квадратную форму волны, чтобы слышать отдельные пульсации. Установите частоту в 5 Герц, и вы услышите повторяющиеся щелчки. Постепенно увеличивайте частоту. Щелчки будут ускоряться. Примерно в районе 20-30 Герц вы начнёте слышать нечто среднее между тоном и щелчками. При дальнейшем повышении частоты вы начнёте слышать уже тон, а не отдельные щелчки.
Но всё это, на любой частоте – по-прежнему отдельные щелчки. Просто наш мозг изменил обработку поступающей информации. Пока это было возможно, он обрабатывал её как щелчки, а затем стал обрабатывать как высоту тона. И для мозга это настолько важная информация, что даже небольшое изменение количества щелчков в секунду он обрабатывает как меняющуюся высоту тона, которую мы можем услышать.
То есть в основе всего по-прежнему лежит ритм, который задаётся только лишь количеством щелчков в секунду. То, что мы слышим как музыкальные ноты – всего лишь интерпретация ритма нашим мозгом.
Именно поэтому, если у вас есть чувство ритма, то у вас есть и музыкальный слух – эти понятия неотделимы друг от друга.
Именно ритм позволяет нам воспринимать музыку не просто как набор звуков, а как нечто гармоничное и эмоциональное. А всё это благодаря тому, что между разными ритмами есть чёткая математическая взаимосвязь, которую мозг способен самостоятельно и точно просчитать.
Начните стучать по столу пальцем с максимальной, но комфортной для вас скоростью (так, чтобы не напрягаться). Для меня это примерно 4 удара в секунду. Диаграмма ударов будет выглядеть, допустим, так (каждый чёрный квадрат – это 1 удар):
Теперь продолжайте совершать движения пальцем в том же темпе, но делайте настоящий удар только через раз, а в остальные разы просто не доносите палец до стола:
Темп остался тот же, но ритм изменился – частота ударов стала в 2 раза ниже.
Теперь ударяйте 1 раз и пропускайте следующие 3 раза (не забывайте всё равно двигать пальцем):
Частота стала ещё в 2 раза ниже.
Теперь попробуйте комбинировать, например так:
Вы получили смешанный ритм, частота которого чередуется, меняясь в два раза.
Заметьте, что любой ритм звучит для мозга заманчиво – он сразу привыкает к нему и подстраивается под него. Но ритм, который состоит из чередующихся разных ритмов, звучит для мозга интереснее, чем один монотонный ритм. Мозг воспринимает не просто ритмы, но и отношение между ними, и мета-ритм, который возникает при чередовании разных ритмов.
Теперь немножко магии
Представим, что мы записали довольно большое количество ударов пальцем в смешанном ритме, а затем ускорили эту запись, скажем, в 100 раз. Что мы услышим? Отдельные удары сольются в звуковой тон. Значит, если ранее мы слышали чередование двух ритмов, то теперь услышим чередование двух звуковых тонов, которые будут отличаться по высоте так же, как отличаются исходные ритмы – в 2 раза.
Эти звуки будут находиться в гармонии друг с другом, почему – мы обсудим позже, а пока нужно обратить внимание на следующий факт:
Технически музыкой может быть даже одна нота. Играя просто одну ноту, мы можем считать, что играем музыку, но это банально и неинтересно. Выбивая пальцем один ритм, мы фактически выбиваем одну музыкальную ноту. Что тоже банально и неинтересно. Но стоит начать чередовать два ритма – это сразу становится интереснее и больше похоже на музыку.
Заметьте, что мозгу равнозначно неинтересны монотонный звук и монотонный ритм, и более интересны музыка из разных нот и ритм из разных ритмов.
Это лишь подтверждает, что мозг обрабатывает ритмы одинаково. Будь они представлены хоть отдельными ударами, хоть звуковыми тонами.
Хотите более интересных ритмов?
Просто возьмите эту диаграмму:
И произвольным образом пропускайте в ней удары, но так, чтобы создать непрерывное повторение. Например:
Фактически, вы можете рассматривать эти диаграммы как битовую маску, где определенные биты установлены в 1. И вы можете перебирать все комбинации, которые возможны в этой маске, соединяя их между собой. Количество возможных ритмов огромно.
Чтобы воспроизвести ритм прямо с экрана, вам нужно делать то же, что вы делали раньше: монотонно двигать пальцем на каждом квадратике, независимо от того, закрашен он или нет, но стучать только на закрашенных. Выберите спокойный, не напрягающий темп, и попробуйте. Любые ритмы будут получаться сами собой. Мозг сам найдёт зависимость между ударами, построит ритм и запишет его себе в "кеш-память" для повторения.
Вы увидите, что более сложные ритмы звучат для мозга гораздо интереснее. Мы можем ожидать, что ускорив эти ритмы в 100 раз, мы получим некую музыку из звуков более сложной структуры. И мы также можем ожидать, что из более привлекательных ритмов получится более привлекательная музыка. Но это мы обсудим в следующий раз.