Лорд Оскар Уайльд, известный ирландский писатель, поэт и драматург поздней викторианской Англии, до сих пор широко известен своим блестящим остроумием и ярким стилем «искусства ради искусства», а также тюремным заключением за его гомосексуальность.
Обри Бердслей, ещё одна выдающаяся фигура эстетического движения декаданса конца 19 века, был английским художником и иллюстратором, который сотрудничал с Оскаром Уайльдом и сделал рисунки, иллюстрирующие его «Саломею». Два блестящих ума, они создали изумительное произведение искусства, но это был нелегкий процесс, поскольку колючее эго обоих ранило друг друга.
Начало
Сначала, в апреле 1893 года, Обри вдохновился только что опубликованной «Саломеей» Уайльда, написанной на французском языке. Это была настоящая пьеса-ужастик, запустившая ржавые машины французской драмы. Оскар Уайльд написал его на пике своей карьеры. На тот момент, он уже опубликовал свой бессмертный роман «Портрет Дориана Грея» и блестящую серию комедий: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина не имеет значения (1893).
Когда Уайльд писал свою Саломею, он не создавал нового рассказа; он создал версию постоянно развивающейся легенды. Он взял существующие версии Саломеи, объединил и переработал их.
Уайльд работал над главным героем и сделал девушку одновременно невинной и злой, жертвой и обидчиком. Его Саломея стала объектом не только извращенной страсти, но и объектом похоти. В кульминации пьесы, она требует обезглавить Jokanaan (греческое имя для Иоанна Крестителя), за отказ в любви. Бердслей очень заинтересовался этой работой. Он нарисовал Саломею с головой Иоканаана в качестве одной из нескольких иллюстраций, сопровождающих статью о пьесе в первом выпуске «Савойи».
На первых порах, казалось, что Оскар Уайльд нашел в Обри Бердсли близкого соратника.
Он отправил ему копию пьесы с автографом, подписанную: «Для Обри: единственного артиста, который знает, что такое танец семи вуалей , и может видеть этот невидимый танец. Оскар».
Первоначально это был проект двух творческих людей-единомышленников, но вскоре он превратился в взаимные личные нападки.
Конфликт
У нас нет чётких доказательств того, что Уайльд пытался подвергнуть цензуре какие-либо рисунки Обри перед публикацией, хотя, по словам критика Теодора Вратислава, Уайльд хотел, чтобы Саломея «имела другое лицо на каждой картине».
Однако мы можем предположить, что Оскар Уайльд, возможно, жаловался на рисунки Бердсли Рикеттсу, художнику, который иллюстрировал и оформлял все книги Уайльда до Саломеи.
«Мой Ирод подобен Ироду Гюстава Моро, окутанный своими драгоценностями и печалями.
Моя Саломея — мистик, сестра Саламбо, святой Терезы, поклоняющейся луне; замыслы дорогого Обри подобны каракулям, которые не по годам развитый школьник делает на полях тетрадей», – сказал Оскар Уайльд о зарисовках Бердслея.
Мнения по поводу причин расходятся. Рикеттс заявил, что Уайльд «ненавидит [редактирует] рисунки», потому что ему не нравится их содержание. Но художник Джон Ротенштейн сообщает, что Уайльду не нравился их стиль - «слишком японский» по словам Уайльда, который считал свою пьесу византийской.
По правде говоря, Уайльда очень беспокоила сбалансированность пропорций. В иллюстрациях Бердслея, независимых от текста, было столько силы, что Уайльд опасался , что они могут полностью подчинить и затмить пьесу.
Бердслей наверняка узнал о суждениях Оскара Уайльда о его иллюстрациях, поэтому в связи с этим он сделал карикатуру на драматурга. В ответ на хвастовство Оскара, что при написании Саломеи по – французски, он никогда не искал дополнительной информации в книгах, Бердслей припечатал самодовольного зазнайку.
Художник перечислил то, что лежит на столе драматурга: семейная Библия, тома Суинберна, французский словарь, учебник начального курса французского, французские «Глаголы в цифрах», три сказки на французском языке и другие книги, в том числе его шедевр Дориан Грей.
Уайльд не просил изменить рисунки для пьесы, это сделал издатель, который был поражен гротескной наготой в них.
Тем не менее, Обри не нравилось покровительственное отношение Оскара к нему, и он дополнил свои иллюстрации Саломеи карикатурами на Уайльда.
Четыре работы вверху и внизу включают скрытые изображения Оскара Уайльда.
Как создатель трагедии , он наблюдает за своими персонажами, Пажом Иродиады и Нарработом (Молодым сирийцем), в то время как они, особенно Паж, смотрят с опаской и недоверием к тому, что задумал для них создатель.
Это фигура шута с совой держащит книгу под названием Саломея одной рукой, а другой приглашает публику смотреть спектакль. Его театральное присутствие в качестве шута, мудреца и суфлера в одном лице, напоминает нам о его эстетических особенностях: длинные волосы, живописный наряд, цветы в руках во время чтения лекций. Кстати, гвоздика здесь тоже на своем месте — приколота к его рукаву.
Нет сомнений в том, что Бердслей наделил свои иллюстрации к Саломее многочисленными коннотациями и ссылками, рассказывая гораздо более глубокую историю, чем ожидал автор или критики.
Конкуренция между литературным художником и артистическим драматургом побудила Уайльда сделать язвительные замечания о гетеросексуальности Бердсли, такие как «Не садитесь на один стул с Обри, это не компромисс». Когда Бердслей переехал из отеля Sandwich в Дьеппе, небольшой рыбацкий порт на побережье Нормандии, писатель сострил, что «сюда приезжают довольно неприятные люди».
Тем не менее, Бердслей не сделал порочащих карикатур; напротив, лицо каждого Оскара носит грустное, действительно страдающее, выражение.
Во многих работах Оскара Уайльда разоблачение тайного греха или беспечности и последующих безобразий является центральной темой. В своем эссе «Разложение лжи» (1889) он настаивал на том, что жизнь имитирует искусство. И он сам приближался к этой схеме в своей безрассудной погоне за удовольствиями.
«Живи! Живи той чудесной жизнью, которая в тебе! Пусть ничего не потеряно для тебя. Всегда ищи новые ощущения. Ничего не бойся».
Оскар Уайлд
Крах
Трагическое падение Уайльда было вызвано обвинением в гомосексуализме маркизом Квинсбери, отцом любовника Уайльда, лорда Альфреда Дугласа, который фактически перевел Саломею на английский.
После сенсационного судебного процесса, Уайльд был осужден за мужеложство или «грубую непристойность» и приговорен к двум годам каторги.
Саломея не использовалась против Уайльда в качестве доказательства извращенности, а имя Бердслея не упоминалось во время судебных процессов. Хотя для многих их имена были достаточно объединены, чтобы связать иллюстратора со всеми преступлениями Уайльда.
Обанкротившийся и с пошатнувшимся здоровьем, Уайльд вышел из тюрьмы в 1897 году и, эмоционально сломленный и подавленный, поселился в Париже под псевдонимом «Себастьян Мельмот».
В «Каталоге Милларда» есть письмо Бердсли, в котором Обри выражает своё сочувствие Оскару Уайльду: «Бедный, дорогой старый Оскар, как все это ужасно. Я действительно расстроен из-за этого — больше, чем я думаю».
Конец
Оба великих творца умерли за границей через некоторое время после обращения в христианскую веру.
Обри Бердслей был обращен в католицизм в 1896 году и умер от туберкулеза 16 марта 1898 года в Ментоне, Франция. К 25 ноября 1900 года у Оскара Уайльда развился менингит, и четыре дня спустя его условно крестили в католической церкви. Он умер на следующий день после принятия своих Последних таинств, 30 ноября 1900 года в Париже, Франция.
*****
Интересуетесь историческими знаменитостями? Читайте ещё:
Пять фактов о неприличном Оскаре.
22 факта о Сталине, которым нас не учили в школе
А за что, собственно, Иван Васильевич стал Грозным
Как в Вестминстерском аббатстве появилась статуя русской принцессы
О чём написано в пресловутом труде Адольфа
Джакомо К. легенда, авантюрист и педофил
Уйти , смеясь... о шутках на краю могилы
Мао Дзе Д. Куда он плыл?
Загадка "скандального" учителя, изгнанного из 21 страны про Ошо
Прославленный Эрнест Хэ и его гарем.
Фредди М: гениальный, любящий, скрытный…
Эдгар Аллан П. Полёт ворона по имени НИКОГДА.
Анджелина Д. Резюме расхитительницы гробниц.
Уильям Ш. и его самая синяя тайна.
Чему учил Жан Жак и за что сожгли Эмиля.
Коко Ш. Была ли она нацистской шпионкой?
----------------------------------------------------------------------------
лучшие ТЕМЫ канала тут!
---------------------------------------------------------------
Ну вот ты и добрался до конца, монархический читатель! Или я ошибаюсь? )))
ПОДПИШИСЬ, пожалуйста, на этот канал ИНТЕЛЛЕКТОR и оценивай новые статьи. Спасибо!
Благодарю тех, кто ставит лайки.
Не понравилось, тоже пишите комменты - ругательные. Я читаю и отвечаю.