Айкидо – достаточно молодое боевое искусство, созданное в сороковых годах двадцатого века. Отец-основатель айкидо, Морихэй Уэсиба, был неординарной и яркой личностью, с непростым, и богатым на события жизненным путем. Уэсиба с детства занимался боевыми искусствами, осваивая традиционное фехтование мечом кэндо и со-дзюцу (искусство владения копьем). Вернувшись с Русско-Японской войны, Уэсиба, во главе группы переселенцев, обосновался в северной части острова Хоккайдо. Но интереса к боевым искусствам он не утратил, и вскоре стал учеником матера Такэда Сокаку, от которого через несколько лет упорных тренировок, получил сертификат, дающий право на преподавание. Учебой у Такэды он не ограничился, получив сертификат еще от одной школы дзю-дзюцу. В 1919 г. произошла встреча Уэсибы с монахом и создателем религиозной секты Дэгути Онисабуро. Это встреча имела судьбоносное значение. На следующий год, после смерти отца и двух маленьких детей, Уэсиба решает присоединиться к Дэгути. Он с головой уходит в изучение философских и мистических трактатов. В 1927 г., Уэсиба переехал в Токио, где продолжил преподавание дзю-дзюцу. В 1941 г. Усиба переселяется в деревушку Ивама, где усиленно тренируется и медитирует. В 1942 г.Уэсиба приходит к названию «айкидо». Изначально, это было еще одним вариантом дзю-дзюцу, но под влиянием религиозного учения, Уэсиба пересмотрел технику своей школы. Определяющей стала доктрина всеобщей любви и гармонии. Это был важнейший момент в становлении нового боевого искусства - айкидо Уэсибы свернуло на тот путь, который одни преподносят, а другие нещадно критикуют. Как бы то ни было, но отныне во главу угла было поставлено нравственное воспитание.
Интересно, что в двадцатые годы, Уэсиба учил эффективной технике, а занятия в его зале были настолько тяжелыми, что его прозвали «адским додзё». И вот такой мастер, не понаслышке знающий, что такой реальный бой, создает боевое искусство, основанное на любви к ближнему. Фактически, Уэсиба выкинул из старинных школ дзю-дзюцу все реально работающие техники, оставив лишь те, которые отвечали его нравственным убеждениям. Айкидо Уэсибы выглядело настолько миролюбиво, что было одобрено оккупационными властями США после войны. С этого момента, оно начинает обретать популярность, и все новых приверженцев.
То, что сам Уэсиба был выдающимся бойцом, является известным фактом. Но вот прикладной аспект его наследия вызывает серьезные сомнения. И ладно бы айкидо позиционировалось лишь как средство укрепления здоровья, и достижения духовных идеалов. Но нет: зачастую на полном серьезе звучат мнения о его эффективности именно, как боевого искусства. Такие слова подкрепляются эффектной демонстрацией, и зачастую производят сильное впечатление. Но только на дилетантов. Любой человек, имеющий маломальский опыт в единоборствах, понимает: все это – лишь красиво организованная показуха, не имеющая ничего общего с реальным боем. Заумные рассуждения о «боевом искусстве высшего порядка», и «использовании силы противника против него самого», остаются лишь пустыми словами. Адепты айкидо, являясь мастерами лишь обусловленных поединков, с заранее распределенными ролями, и не оказывающим сопротивление соперником, не имея поставленного удара, могут лишь изображать бой, но не побеждать в нем. Отдельные личности, ставшие «айкидоками» после обучения в других школах, не в счет. Никогда ранее не тренировавшийся новичок, через год или больше тренировок в айкидо, будет оставаться все таким же дилетантом.
В целом, айкидо является хорошей системой для укрепления и поддержания здоровья, и может послужить введением в мир единоборств. Весьма интересно дается работа с длинной палкой –дзё. Также, можно обратить внимание на принципы ухода с линии атаки, и срыва захватов. Впрочем, все это можно найти и в традиционных школах дзю-дзюцу. Главное - помнить о том, что мастер Уэсиба прошел точку невозврата, отделяющую айкидо от подлинных боевых единоборств. И его наследие следует воспринимать, как нечто совершенно иное.