Не очень люблю писать про то, что человек не может на что-то повлиять, что-то не может в себе развить или чего-то добиться. Но, к сожалению, спортивный талант — одна из таких вещей.
Сильно упрощая, можно сказать, что одаренность или спортивный талант — это предрасположенность спортсмена к более высокому уровню тренируемости. А тренируемость означает, что некоторые люди реагируют на физическую нагрузку лучше, чем остальные, и достигают лучших и больших результатов.
Причиной этого чаще всего служат физиологические, психологические, социологические факторы, а также телосложение и состав тела. Причем некоторые из этих факторов являются наследуемыми и генетически предопределенными, и повлиять или компенсировать их полностью не представляется возможным.
Для наглядности приведу ниже несколько таблиц про приблизительную степень наследуемости соматических особенностей, двигательных способностей и отдельных координационных способностей спортсменов.
Для любителей конкретики:
Особенно хочется отметить пункт про жировую массу, которую многие почему-то списывают на дурные гены (рассматриваем исключительно здоровых людей без наследственных заболеваний гормонального характера или любых других) — увы, не прокатит, телосложение спортсмена с излишней жировой или недостаточной мышечной массой корректируется вполне успешно, а вот с остальными параметрами придется смириться.
Анализируя данную таблицу, остается радоваться тому, что хастл не настолько сильно привязан к линейным размерам тела, как, допустим, художественная гимнастика или баскетбол. Но замалчивать тот факт, что высокие, хорошо сложенные танцоры выглядят на паркете заметнее и выигрышнее тоже было бы глупо.
Я очень люблю таблички, поэтому вот вам еще.
В целом, из таблицы видно, что функциональные характеристики спортсменов более тренируемы и меньше зависят от наследственности. Хотя пренебрегать ими довольно сложно, можно выделить для себя наиболее провальные параметры (и при этом наименее генетически детерминированные) и сфокусироваться на их улучшении для компенсации других своих слабых сторон, повлиять на которые не выйдет. Подробнее про это можно узнать по ссылкам:
Ну и последняя табличка на сегодня.
Думаю, не стоит напоминать, что наши с вами танцули — это про координацию. Приобретение и совершенствование технического мастерства, так необходимые нам — тоже про нее. И здравый анализ текущего положения дел, информации о генетической предрасположенности и возможном уровне тренируемости недостающих навыков должен помогать составлять грамотную тренировочную программу либо самостоятельно, либо с помощью тренера. Ну и для тех, у кого есть дети: наследственная детерминация координационных способностей у детей ниже, поэтому важно не упустить возможность ранней спортивной специализации для достижения лучших результатов.
Но если бы талант зависел только лишь от генетических данных, заложенных природой, то определить перспективного спортсмена не составляло бы большого труда. Однако это отдельная и очень серьезная область деятельности в мире большого спорта, где крайне важно сразу определить потенциальных кандидатов на перспективное будущее. Поэтому сейчас принято использовать двойственный подход, включающий в себя исходный уровень и темп совершенствования.
Выходит, что одаренность состоит из предрасположенности к определенной деятельности (обусловленной рассмотренными выше факторами, в основном генетическими) и тренируемости (тоже зависимой от генетики, но более управляемой). Кроме того, предрасположенность вкупе с предшествующим опытом образуют из себя исходный уровень спортсмена. А тренируемость и качество подготовки влияют на темп совершенствования. Причем последний тезис про качество подготовки влияет на результат неимоверно сильно. Поэтому действительно хороший тренер должен иметь логичную и последовательную программу подготовки спортсмена, уметь адаптировать ее к особенностям конкретного человека, искать креативные методы компенсации недостатков, которые исправить невозможно.
Стоит сказать, что для оценки темпов совершенствования требуется определенное время. Так, в видах спорта, требующих проявления максимальной мощности и скорости, диагностика занимает до одного года. В командных и игровых видах — два-три месяца, хотя предпочитают подождать год. В сложнокоординационных видах процесс занимает 1-2 года. Поэтому задачей тренера во многом является обеспечение комфортного темпа прироста мастерства ученика для его возможного удержания в направлении. Что довольно проблематично без рационального подхода к преподаванию.
Ну и еще немного дегтя в бочку дегтя. Теория целенаправленной практики Эриксона или правило 10 лет. Его очень любят применять сейчас во всех отраслях деятельности человека. Тезис заключается в том, что для достижения значимых результатов необходимо тренироваться 10 тысяч часов или 10 лет.
Выглядит довольно оптимистично для честолюбивых спортсменов. Да и служит неплохой мотивацией людей после 3-5 лет безуспешных выступлений. Они начинают думать, что время еще просто не пришло. По факту - это не так уж и плохо. Есть какая-то цель, есть какое-то движение в ее направлении, ну и просто на одного депрессивного человека меньше. Но не все так просто.
Несколькими группами исследователей были проведены различные опросы и испытания, результаты которых выглядят куда более печально: только 2-3% спортсменов достигают выдающихся результатов и им на это требуется не 10 тысяч часов и не 10 лет. Так, на основании изучения биографий олимпийских чемпионов различных видов спорта австралийские ученые приводят усредненную цифру — 6 лет при норме тренировок в 700 часов в год.
Но тут важно отметить фактор огромной личной мотивации, которая присутствовала у всех опрошенных. Спортсмены находили время и возможности для дополнительных тренировок в выходные, задерживались после занятий по собственной инициативе и легче относились к неудачам, чем спортсмены, не достигшие высоких результатов после 10 лет тренировок. Хотя спортсмены явно перевыполняли норму тренировочных часов, это значение не превышало 1042 часов в год, что в любом случае меньше за 6 лет, чем 10 тысяч, о которых говорилось в тезисе.
И второй фактор, о котором говорили чемпионы, — постоянная неформальная поддержка со стороны тренеров и креативность их работы, поддержка инициативы спортсменов и нахождение возможности проведения дополнительных занятий в нерабочее время.
Звучит довольно грустно, ведь если у тебя нет одаренности, генетика была не на твоей стороне, то и 10 тысяч часов не спасут. Но верно и обратное — даже имея все необходимые качества, без нужного количества и качества тренировок добиться результатов будет сложно. Кроме того, речь шла о спорте высших достижений, у нас пока все попроще, можно немного выдохнуть.
Но вообще, мысль, которую я хотела донести, заключается в том, что хороший тренер должен уметь оценивать конкретного человека с конкретными данными и составлять наиболее эффективную программу его подготовки.
Вторая мысль заключается в том, что каждый человек обладает уникальными комбинациями генов, параметров, способностей, сильных и слабых сторон и необходимо перестать сравнивать себя с теми, кто на Олимпе, и работать с тем, что имеется, и ждать результатов не тех, которые принято считать выдающимися в обществе, а выдающимися конкретно для себя на каждом конкретном временном промежутке.
Ну и третья мысль, что нужно перестать бодать стену там, где сделать что-то с собой практически невозможно, а сконцентрироваться на том, что исправить или улучшить будет реально и полезно. Так что талант-талантом, а думать надо головой.