В последнее двадцатилетие XIX века многие из художников, прежде работавших в импрессионистической манере, сочли ее чересчур упрощенной и не совсем подходящей для изображения объема и структуры объектов, для выражения эмоций посредством цвета. Каждый из этих новаторов принялся разрабатывать собственный метод и стиль, а позже все они стали известны миру как постимпрессионисты.
До 1910 года, пока живы были четыре основателя нового течения, термин «постимпрессионизм» не использовался. Он был чересчур общим и совершенно не учитывал индивидуальность и особенности каждого из мастеров, но позже оказался вполне приемлемым в качестве характеристики творчества тех величайших новаторов, чьи яркие оригинальные полотна появились вскоре после утверждения импрессионизма как одного из основных направлений в живописи.
Разнообразие стилей
В 1910 году британский живописец и критик Роджер Фрай (1866-1934) организовал в Лондоне художественную выставку. Работы Мане, Сезанна, Гогена, Винсента ван Гога (1853-1890), Жоржа Сера (1859-1891) и других должны были познакомить британскую публику с импрессионизмом. Фрай назвал выставку «Мане и постимпрессионисты», объяснив это так: «Нужно как-то назвать этих авторов, хотя бы ради удобства, и я решил, что самым абстрактным и неопределенным будет слово “постимпрессионизм”». Название прижилось.
Как большинство подобного рода определений, оно объясняет не слишком многое — лишь тот факт, что художники, работы которых представлены на выставке, создали их после утверждения импрессионизма как стиля.
В качестве обобщающего термина слово «постимпрессионизм» описывает различные течения, порожденные импрессионизмом, многообразие стилей и методов самых разных художников в период с 1880 по 1905 год: Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), Поль Синьяк (1863-1935),'Эмиль Бернар (1868-1941), Морис Денни (1870-1943) — творчество каждого из них с трудом поддается классификации, потому и сохраняется общее для всех определение. Иногда, впрочем, эти художники известны нам и как представители других школ — неоимпрессионизм, пуантилизм, дивизионизм, клуазонизм, синтетизм, группа «Наби» или школа Понт-Авена.
Личный взгляд
Импрессионисты стремились запечатлеть ускользающие свет и цвет реальности. Придерживаясь в целом тех же взглядов, постимпрессионисты несколько отошли от натурализма своих предшественников, и в их работах гораздо больше стилизации и условностей.
Признавая революционность импрессионизма и соглашаясь с тем, что именно импрессионисты проложили им путь, они полагали, что этот стиль себя исчерпал. Да, на полотнах постимпрессионистов такие же яркие чистые краски, темы их работ далеки от традиционных, короткими мазками разных цветов они создают впечатление движения и энергии жизни. Но все эти идеи импрессионистов были переосмыслены, и картины, появившиеся в результате, по выразительности и индивидуальности превосходят все, известное ранее. Творчество постимпрессионистов породило несколько новых художественных направлений в искусстве XX века.
«Я мечтаю о картине, а затем я рисую свою мечту» Винсент Ван Гог
Одиночество
В отличие от импрессионистов, людей общительных и даже выставлявшихся вместе, постимпрессионисты работали в основном в одиночку и не встречались для обсуждения общих теоретических концепций. Сезанн работал по большей части в Экс-ан-Провансе на юге Франции; Гоген много времени провел в Бретани и на Таити; Ван Гог жил в Арле, а затем в Овер-сюр-Уаз, деревушке к северу от Парижа; Тулуз-Лотрек работал на Монмартре в Париже. Произведения Гогена и Ван Гога отражают их личные духовные представления.
«Произведение искусства, которое не начинается с эмоций,— не искусство» Поль Сезанн
Хотя композиция и техника постимпрессионистов зачастую кажутся более примитивными, чем в работах импрессионистов, их полотна таят множество подтекстов, да и внешне они не так просты, как представляются на первый взгляд. Гоген воссоздавал чистые цвета, четкие контуры и декоративность средневековых витражей, а причудливо изогнутые короткие, жирные мазки на картинах Ван Гога убедительно передают его собственные переживания и мысли. Сезанн (которого называют «отцом современной живописи» в силу его влияния на последующие поколения художников) учился в Академии Сюиса в Париже, где познакомился с некоторыми импрессионистами.
Камиль Писсарро (1830-1903) научил его основам стиля, в основном технике передачи света и искусству наблюдения. Сезанн участвовал в двух выставках импрессионистов, но предпочитал не столько фиксировать ускользающие мгновения, сколько изображать объект с нескольких ракурсов одновременно, используя матовую палитру и короткие мазки, чтобы передать структуру, материальную основу предмета. Тулуз-Лотрек, изображая на своих картинах и афишах богемную жизнь кафе, борделей и ночных клубов Парижа, искренне сочувствовал и глубоко понимал и посетителей «злачных мест», и тех, кто там работал. Легкие штрихи, светлые тона нисколько не напоминали прежние мрачные образы этих заведений, и вскоре его работы стали отождествлять со всем периодом в целом. Постимпрессионизм освободил изобразительное искусство от натуралистического подхода импрессионизма и способствовал зарождению таких явлений ХХ века, как кубизм и фовизм.
«Звездная ночь»
Экспериментируя с техническими приемами, почерпнутыми у импрессионистов, Ван Гог создал этот потрясающий ночной пейзаж, в котором невероятно яркие краски нанесены густыми короткими мазками. В небе кружатся причудливые облака, сияют звезды и растущая луна. За громадным темным кипарисом на переднем плане словно прячется маленький городок. Это дерево символизирует одиночество и отделенность от мира самого Ван Гога, город — весь остальной мир, а небо, луна и звезды представляют образ Бога. Одиннадцать звезд, возможно, указывают на то место в Библии, где Иосиф рассказывает свой сон — как солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются ему.
Синтетизм и группа «Наби»
Два из многочисленных стилей постимпрессионизма — синтетизм и группа «Наби». Ответвление символизма, синтетизм, был детищем Эмиля Бернара и Поля Гогена. Синтетисты экспериментировали с выражением эмоций на холсте, используя для этого чистые краски, порой вырисовывая мельчайшие детали, а иногда работая по-детски просто и наивно. Члены группы «Наби» («Пророк» на иврите), помимо синтетизма, испытали на себе влияние японской гравюры и искусства ар-нуво.