Поводом для заграничной командировки Сергея во Вьетнам, послужило то, что именно завод имени Горького был основным производителем «Метеоров» - известных судов на подводных крыльях горьковского конструктора Ростислава Алексеева.
На родном для крылатых лайнеров «Красном Сормове» делали только предсерийные экземпляры, и передали производство на Зеленодольское предприятие, где построили в общей сложности несколько сотен крылатых судов, причем последние два уже много позже двухтысячного года. Примерно с начала девяностых выпускали экспортный вариант лайнера и продавали в азиатские страны, например в Китай, где «Метеоры» прекрасно прижились. Правда, по рассказам очевидцев, китайцы первым делом убирали из пассажирских салонов кресла, слишком большие для тамошнего мелкого люда, и вешали в опустевших отсеках петельки с потолка, чтобы держаться рукой. После такой модернизации «Метеор» брал на борт до восьмисот китайцев, набивавшихся как шпроты в банке, и весело мчал по Янцзы и Хуанхэ.
Сергея, как лучшего корпусника, вызвали к руководству завода из-за того, что пришло известие: два проданных во Вьетнам СПК перестали выходить на крылья. Хозяева просили помощи, и наш герой отправился в долгий путь в неведомую страну прямо на великую смену тысячелетий. Поучительную повесть моего друга об этом квесте не втиснешь в короткую статью. Вот самое яркое, что я запомнил из его рассказов.
Оставив позади долгую дорогу и окунувшись в непривычный мир, где все, и время суток, и еда, и быт были сильно нерусские, Сережа несколько дней оказался не у дел, и сидел в гостинице в Хошимине, который местные единодушно называли по старинке Сайгоном. Приближался Новый год, и население страны готовилось праздновать. Получились непредвиденные, каникулы, за которые можно было посмотреть на местную жизнь. По всему было видно, что страна стремительно меняется, проходя свою перестройку из социализма в капитализм, наподобие нашей, только на азиатский лад. Крупные предприятия, вроде бы государственные на вид, приобретали частных хозяев, в том числе и судоходная компания, куда прибыл Сергей со своей невыполнимой миссией.
С балкона гостиничного номера было интересно наблюдать за местными порядками. У Сережи крепло мнение, что аборигены обладают своеобразным азиатским чувством прекрасного, где преобладали яркие краски и украшения без чувства меры. Еще по переписке он сделал вывод, Вьетнамцы не очень разбираются в науках и технике, а тут имел возможность наблюдать, какие они рукодельные ребята. Прямо под окном расположился парень, который на улице оказывал услугу владельцам мопедов: за копейки обклеивал железного коня пленкой самых кислотных цветов. Виртуозный мастер пользовался только зажигалкой, чтобы греть материал, и бритвенным лезвием. Казалось, что пленка сама обтягивает раму и бензобак, так ловко и быстро он работал.
Сопровождающие высокого гостя вьетнамцы возили Сережу на авто, причем объясняли, что машин мало, потому что это очень дорого. Водитель ехал чрезвычайно аккуратно среди хаоса уличного движения, где царствовали мопеды и велосипеды. Гид объяснил, что по местной судебной практике при ДТП виноват тот, у кого круче транспортное средство: пешеход прав в любом случае, владелец мопеда проиграет велосипедисту, а автомобиль неправ перед всеми, поэтому среди вьетнамцев всегда найдутся желающие под машину умышленно броситься, и надо быть осторожным.
Миллениум надвигался неудержимо, а в новогоднюю ночь город потрясали уличные гуляния, похожие на советские первомайские демонстрации, но с плясками и песнопениями. Сережа решил лицезреть действие с балкона, и по нарастанию гула понял, что приближается кульминация. На длинных шестах множество людей несли огромного дракона, выполненного в самых лучших традициях. Неимоверно длинное пестро-раскрашенное и позолоченное туловище, было, кроме этого, украшено множеством горящих разноцветных лампочек.
Исполинский светящийся червяк казался бесконечным, но все же стал сужаться. Вот последние носильщики на шестах уже тащат хвост, и тут Сережа замер в изумлении: из хвоста дракона торчал толстенный электрический кабель, от которого питались все лампочки на многометровом матерчатом туловище! Этот фидер несли на плечах идущие нескончаемой шеренгой люди, и наш путешественник понял, что где-то за несколько километров дракон просто воткнут в розетку! Это гениальное решение отлично характеризовало всю техническую составляющую Вьетнама.
Но праздники закончились своим чередом, и заказчики повезли зеленодольского гуру смотреть на «Метеоры», первый из которых подняли в док на местном судоремонтном заводе. На все вопросы: «Что предшествовало неисправности?», хозяева отвечали уклончиво, дескать, никаких происшествий не было, просто судно вдруг перестало быстро ехать. В тревожных раздумьях Сережа прибыл на место, зашел в док и остолбенел от увиденного, не хуже, чем от провода из драконьего хвоста. Подводные крылья «Метеора» были густо покрашены в ярчайшие разноцветные тона, причем в некоторых местах в краску были добавлено подобие блесток.
«Это вы зачем сделали?»- тихо спросил Сергей, проводя рукой по шершавой фиолетово-малиновой поверхности крыла. «Это чтобы смотрелось красиво!» - был ответ, - «А то серые, гладкие – некрасиво!». Сдерживая себя, наш герой пустился в объяснения, что крылья полируют специально, что краска на них создаёт гидродинамическое сопротивление, и сейчас мощности дизеля не хватит для вывода корпуса на крылья. Маленькие хозяева, съежившись, слушали умные слова большого белого человека, и когда Сережа приказал всю краску вместе с блестками содрать, а крылья отполировать до блеска, работники бросились исполнять указ, не жалея ног.
Второй «Метеор» стоял в другом городе, тоже поднятым на берег. По дороге туда владельцы признались, что судно задело винтом за камни, и они его чинят. В дурных предчувствиях Сергей шел по кустарному речному заводику к обездвиженному крылатому лайнеру, и предчувствия его не обманули. Глазам представилось не менее удивительное зрелище. Двое рабочих поправляли погнутый гребной вал, который свободно проходит под днищем к креплениям винта на корме.
Один рабочий грел толстенный стальной вал газовой горелкой, другой колотил по нему кувалдой, пытаясь выпрямить. Рядом с кормовым крылом на земле лежал винт с обломанными от удара лопастями, и туда-же рабочие притащили совершенно другой винт от неведомого парохода гораздо больших размеров, и собирались приладить вместо первого.
«Вы, что идиоты?»- спокойный от природы Сергей, все же сорвался на понурившихся туземцев. Он стал втолковывать, что вал – прецизионное изделие, и специально балансируется. Что другой винт ставить нельзя, он не подойдет. На робкий вопрос, а какой подойдет, Сережа спросил, где у них документация на судно. Оказалось, что все привезено сюда, и пройдя в грязноватое здание конторы, Сергей обнаружил не распакованную кучу документов, ящиков с запчастями и принадлежностями. Вьетнамцы даже не открывали эти ящики, и порывшись в этой свалке, Сережа, к собственному удивлению, нашел контейнер с запасным винтом. Он привел к нему владельцев и ткнул пальцем, а по поводу вала пояснил, что его надо заказать на заводе, и Зеленодольск пришлет посылку в ближайшее время.
После этого обрадованные хозяева устроили Сергею один торжественный прием за другим. Его называли гениальным инженером и настойчиво просили остаться в стране, обещая золотые горы. Наверное, так и делаются карьеры и состояния, но, поразмыслив, Сережа решил, что не готов поменять родные березы на гостеприимные джунгли и отказался.
На приеме присутствовали многое состоятельные новые вьетнамцы, и, к удовольствию нашего героя, самые толковые прилично говорили по-русски, потому что все учились в СССР. Среди таких выделялся один мужчина средних лет, которому многие оказывали уважение. Пообщавшись с ним, Сергей узнал, что тот занимается сельскохозяйственным производством, живет в большой усадьбе, имеет поля и фермы, и ностальгирует по университету в Москве. Неожиданно собеседник Сергея стал собираться, объясняя, что ему пора. На вежливый вопрос: куда ему так приспичило в разгар веселья? - бизнесмен пояснил, что сидит в тюрьме, и время его увольнительной истекло.
Сергей решился задать слегка бестактный вопрос: за какие прегрешения такой приятный человек ввергнут в узилище? Он ожидал в ответ, что-то вроде ДТП или мелкого воровства. Но новоявленный друг пояснил, что он убийца и сидит пожизненно. За хорошее поведение и организаторские способности власти разрешили ему создать сельскохозяйственное предприятие, где, кстати, работали многие заключенные. Потом он купил участок земли рядом с тюрьмой и построил себе великолепный дом, где может ночевать, не отлучаясь за периметр. А в обычные дни должен проводить полсуток в камере. Таким интересным знакомством среди прочих чудес порадовал Вьетнам нашего корабела перед отбытием на Родину.
Ну а привезенный традиционный вьетнамский настой на змее был, конечно, немедленно выпит, поскольку Зеленодольск – небольшой город и экзотикой не избалован, а Сергей человек компанейский.
Говорят, что содержимое по вкусу напоминало низкокачественную водку с добавлением лекарства, вроде мази со змеиным ядом. Жена героя Вера даже утверждала, что видела, как из пасти бедной рептилии тихо струилась желтоватая жидкость. Раз-два, как говорится, и бутылочку прикончили! Но поскольку выкидывать красоту на помойку было жалко, а водка, слава Богу в России еще не перевелась, то змею залили вторично, уже отечественным продуктом. Потом, третично, как раз, когда я навестил моего друга. Залили и в четвертый раз, но у змеи стала отваливаться чешуя, так что выпить -то выпили, но решили больше не экспериментировать.