Найти тему

Вечная любовь: сонеты Петрарки

Франче́ско Петра́рка (1304-1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Римский сенат и Парижский университет в 1341 году объявили Петрарку лауреатом.

-2

Все произведения Франческо Петрарки распадаются на итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения. В своей итальянской поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия — над любовью, смерти — над целомудрием, славы — над смертью, времени — над славой и вечности — над временем.

-3

…Зачем родиться не было дано
С тобою мне в гнезде твоем цветущем,
Хоть родину мою хулить грешно?
Но мог бы ты в огне, тебе присущем,
Не встретиться со мною, так что я
Безвестною осталась бы в грядущем».
«Нет, — молвил я, восторга не тая, —
Мою любовь подвигла третья сфера ,
А небесам подвластны все края».
Достойному к лицу такая вера, —
Сказала, — ты восторгом обуян,
И вновь тобою позабыта мера…

Франческо Петрарка // Формаслов
Франческо Петрарка // Формаслов

Все сонеты Петрарки о любви посвящены его единственной возлюбленной Лауре, с которой он впервые встретился 6 апреля в 1327 году. Замужняя женщина стала для великого поэта бессменной музой, возвышенной и недостижимой мечтой. При этом неизвестно, знала сама Лаура о его чувствах или нет. Ей было двадцать лет, ему — двадцать три. Их встреча не могла стать началом счастливой истории любви: Лаура уже была замужем, а на Петрарке лежал обет безбрачия. Влюблённому оставалось лишь бросать томные взгляды на Прекрасную Даму и воспевать её в своих сонетах, канцонах, секстинах, балладах, мадригалах…

Был день, в который, по Творце вселенной
Скорбя, померкло Солнце… Луч огня
Из ваших глаз врасплох настиг меня:
О госпожа, я стал их узник пленный!

Гадал ли я, чтоб в оный день священный
Была потребна крепкая броня
От нежных стрел? что скорбь страстного дня
С тех пор в душе пребудет неизменной?

Был рад стрелок! Открыл чрез ясный взгляд
Я к сердцу дверь — беспечен, безоружен…
Ах! ныне слезы лью из этих врат.

Но честь ли богу — влить мне в жилы яд,
Когда, казалось, панцирь был ненужен? —
Вам — под фатой таить железо лат?

Лаура. Работа неизвестного мастера-прерафаэлита // Формаслов
Лаура. Работа неизвестного мастера-прерафаэлита // Формаслов

Образ возлюбленной в сонетах Петрарки, несмотря на искренность и глубину его чувств, создавался по определённым канонам, отчасти продиктованным наследием рыцарской куртуазной литературы, отчасти связанным с воспринятыми поэтом традициями стиля dolce nuovo, в рамках которого было создано множество образцов абстрактно-возвышенной любовной лирики. Напомним, что куртуазная любовь выстраивалась по модели вассальных отношений: рыцарь должен был всецело поклоняться прекрасной даме и проявлять готовность в любую минуту отдать за неё жизнь — и это несмотря на то, что дама практически всегда была замужней женщиной и значит не могла в полной мере ответить взаимностью. Поэзии нового сладостного стиля, восприняв от трубадуров метафизическую трактовку любви, ведущей к внутреннему совершенству, создала образ женщины — символа высшего блага, олицетворения вселенской гармонии и духовности:

Когда, возжаждав отличиться много,
Я ваше имя робко назову —
ХваЛА божественная наяву
Возносится от первого же слога.

Но некий голос Умеряет строго
Мою РЕшимость, как по волшебству:
Вассалом сТАть земному божеству —
Не для тебя подобная дорога.

Так будь просЛАвлен, несравненный лик,
Услышь, к тебе с хвалою восхищенной,
Как все кругом, стРЕмлюсь я каждый миг,

Ведь Апполон не менее велик,
Когда его листве вечнозеленой
Хвалу досТАвит дерзостный язык.

Лаура. Рисунок XV века // Формаслов
Лаура. Рисунок XV века // Формаслов

Никто точно не может утверждать, существовала ли на самом деле возлюбленная Петрарки. Историки склоняются к тому, что его музой была Лаура Де Нов — златокудрая дочь синдика Авиньона Одибера де Нов, мать 11 детей. Однако любовь Петрарки во многом походит на историю Данте Алигьери и Беатриче — в обоих случаях скептики сомневаются в реальном существовании Муз. По их мнению, Прекрасные Дамы были всего лишь плодом воображения романтичных поэтов. Существует также версия, что любовь Петрарки к Лауре равнозначна его любви к славе, особенно если учесть, что в основе имени «лаура» лежит латинское слово лавр (laurus) — символ славы. В сонетах Петрарки её имя обыгрывается всевозможными способами, употребляется в сочетании с золотом, лавром, воздухом: lꞌaureo crine — золотые волосы, lauro — лавр, lꞌaura soave — приятное дуновение.

Повержен Лавр зеленый.
Столп мой стройный
Обрушился. Дух обнищал и сир.
Чем он владел, вернуть не может мир
От Индии до Мавра. В полдень знойный
Где тень найду, скиталец беспокойный?
Отраду где? Где сердца гордый мир?
Все смерть взяла. Ни злато, ни сапфир,
Ни царский трон – мздой не были б достойной
За дар двойной былого. Рок постиг!
Что делать мне? Повить чело кручиной
И так нести тягчайшее из иг.
Прекрасна жизнь – на вид. Но день единый,
Что долгих лет усильем ты воздвиг,
Вдруг по ветру развеет паутиной.

Франческо Петрарка, портрет работы Юстуса ван Гента
Франческо Петрарка, портрет работы Юстуса ван Гента

Ни в одном письме Петрарки имя Лауры не упоминается (за исключением письма к потомкам, где он говорит о своей прошедшей любви, и письма, где опровергает обвинения в том, что она не реальна). Основную информацию о Лауре можно почерпнуть из собственноручных пометок Петрарки и его поэтических строк. Но достоверность образу Музы придаёт тот факт, что однажды поэт заказал камею с её портретом художнику из авиньонской курии:

Меж созданных великим Поликлетом
И гениями всех минувших лет —
Меж лиц прекрасных не было и нет
Сравнимых с ним, стократно мной воспетым,

Но мой Симоне был в раю — он светом
Иных небес подвигнут и согрет,
Иной страны, где та пришла на свет,
Чей образ обессмертил он портретом.

Нам этот лик прекрасный говорит,
Что на Земле — небес она жилица,
Тех лучших мест, где плотью дух не скрыт,

И что такой портрет не мог родиться,
Когда художник с неземных орбит
Сошел сюда — на смертных жен дивиться.

Вопреки всему, хочется верить в то, что действительно была реальная женщина, вдохновившая поэта на создание 366 сонетов, которые были объединены в «Книгу песен», прославившую не только любовь, но и саму поэзию. Воспевая чувства мужчины к женщине, а не раба к Богу, Петрарка положил начало эпохе Проторенессанса (этапу в истории итальянской культуры, предшествующему Ренессансу):

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с облаком благого серафима
Она сравниться красотой могла.

Ее влекли небесные дела,
Вся суета земли скользила мимо.
Огнем и хладом тягостно палима,
Моя душа простерла к ней крыла.

Но тщетно — плоть меня обременяла;
Навеки Донну небеса призвали,
И ныне холод мне сжимает грудь:

Глаза — ее живой души зерцала, —
О, для чего Владычица Печали
Сквозь вас нашла свой беспощадный путь?

Статуя Франческо Петрарки // Формаслов
Статуя Франческо Петрарки // Формаслов

Вероятность того факта, что Лаура существовала на самом деле, увеличивается за счёт того, что Петрарка иногда пишет о ней как о земной женщине. В частности, он говорит о том, что его возлюбленная в 41 год умерла от чумы и совершенно искренне оплакивает её смерть. Его книга песен («Канцоньере») делится на две большие части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Части контрастируют друг с другом настроением лирического героя, но при этом объединяются темой неразделённой юношеской любви:

Настолько безрассуден мой порыв,
Порыв безумца, следовать упорно
За той, что впереди летит проворно,
В любовный плен, как я, не угодив,

Что чем настойчивее мой призыв:
«Оставь ее!» – тем более тлетворна
Слепая страсть, поводьям не покорна,
Тем более желаний конь строптив.

И, вырвав у меня ремянный повод,
Он мчит меня, лишив последней воли,
Туда, где лавр над пропастью царит,

Отведать мне предоставляя повод
Незрелый плод, что прибавляет боли
Скорей, чем раны жгучие — целит.

После смерти Лауры Петрарка написал 90 сонетов — в них уже не столько его возлюбленная, сколько её тень является к нему по ночам, чтобы признаться в тайном чувстве, которого не могла показывать ранее.

Синьор, я вечно думаю о Вас,
И к Вам летит мое любое слово;
Моя судьба (о, как она сурова!)
Влечет меня и кружит каждый час.

И жар любви все так же не угас —
Я жду давно конца пути земного,
Два светоча я призываю снова,
Как призывал их прежде много раз.

Мой господин, моя благая Донна,
Свободы мне на свете больше нет,
Собою сам навеки я наказан:

Зеленый Лавр — и гордая Колонна, —
К одной прикован я пятнадцать лет,
К другому — восемнадцать лет привязан.

Памятник Франческо Петрарке // Формаслов
Памятник Франческо Петрарке // Формаслов

Поэзия эпохи Проторенессанса была достаточно нормативной, лирика использовала более или менее ограниченный набор поэтических средств. Но сонеты Петрарки, обращенные к Лауре, отличаются богатейшими выразительными средствами. Его поэзия – своеобразный дневник переживаний и чувств.

Когда часы делящая планета
Вновь обретает общество Тельца,
Природа видом радует сердца,
Сияньем огненных рогов согрета.
И холм и дол — цветами все одето,
Звенят листвою свежей деревца,
Но и в земле, где ночи нет конца,
Такое зреет лакомство, как это.
В тепле творящем польза для плода.
Так, если солнца моего земного
Глаза-лучи ко мне обращены,
Что ни порыв любовный, что ни слово
То ими рождено, но никогда
При этом я не чувствую весны.

Главной жанрообразующей чертой поэтики сонетов Петрарки является метафора. Метафоризм — способ видения мира. Именно Петрарка перешел от аллегории к метафоре. Мышление Петрарки метафорично не в отдельных приемах, а по самой его сути, что вполне отвечает тому, как понимают метафору сегодня.

Когда в ее обличии проходит
Сама Любовь меж сверстниц молодых,
Растет мой жар, — чем ярче жен других
Она красой победной превосходит.

Мечта, тот миг благословляя, бродит
Близ мест, где цвел эдем очей моих.
Душе скажу: «Блаженство встреч таких
Достойною ль, душа, тебя находит?

Влюбленных дум полет предначертан
К Верховному, ея внушеньем, Благу.
Чувств низменных — тебе ль ласкать обман?

Она идти к пределу горних стран
Прямой стезей дала тебе отвагу:
Надейся ж, верь и пей живую влагу».

Франческо Петрарка. Сонеты // Формаслов
Франческо Петрарка. Сонеты // Формаслов

Петрарка не остался равнодушным ни к традиции поэтов-трубадуров, в поэзии которых есть чистая искренняя любовь, ни к литературному наследию своих предшественников, для которых женщина была небесным идеалом. Он соединил две эти традиции, поэтому его любовь является земной и небесной одновременно. В ней нет абсолютных покоя и гармонии: любовь делает его жизнь исполненной страдания, но менее всего он хотел бы излечиться от этой сердечной муки, которая делает более острым и ярким ощущение самой жизни. От предшественников поэта отличает полнота личности, сказавшейся в любви:

Я шаг шагну — и оглянусь назад.
И ветерок из милого предела
Напутственный ловлю… И ношу тела
Влачу, усталый, дале — рад не рад.

Но вспомню вдруг, каких лишен отрад,
Как долог путь, как смертного удела
Размерен срок, — и вновь бреду несмело,
И вот — стою в слезах, потупя взгляд.

Порой сомненье мучит: эти члены
Как могут жить, с душой разлучены?
Она ж — все там! Ей дом — все те же стены!

Амур в ответ: «Коль души влюблены,
Им нет пространств; земные перемены
Что значат им? Они, как ветр, вольны».

Могила Франческо Петрарки // Формаслов
Могила Франческо Петрарки // Формаслов

Петрарку с полным правом можно назвать первым человеком эпохи гуманизма, в чьём творчестве любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти. Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Если на первых порах, для современников и младших гуманистов Петрарка являлся великим реставратором, то с 1501 года началась эпоха петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Его художественные идеи и эстетические принципы предопределили развитие литературы и культуры на много лет вперёд:

В собранье песен, верных юной страсти,
Щемящий отзвук вздохов не угас
С тех пор, как я ошибся в первый раз,
Не ведая своей грядущей части.
У тщетных грез и тщетных мук во власти,
Мой голос прерывается подчас,
За что прошу не о прощенье вас,
Влюбленные, а только об участье,
Ведь то, что надо мной смеялся всяк,
Не значило, что судьи слишком строги:
Я вижу нынче сам, что был смешон.
И за былую жажду тщетных благ
Казню теперь себя, поняв в итоге,
Что радости мирские – краткий сон.

Елена Севрюгина

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-12