Вот орнамент Ханнэ пуххопи «Висячие головки».
размещённый в «Атласе» под номером 19.
Воспроизводим «косую» сетку.
Исследуем конфигурацию орнамента.
На иллюстрации хорошо видно, что в Орнаменте легко выделяются области матриц 4х4 и 5х5.
Любопытно, что области 4х4 эквивалентны друг другу, хотя и выделены в разных сегментах конфигурации орнамента.
На области 5х5 прекрасно видна полная симметрия.
И в области 5х5 и в области 4х4 все тёмные поля орнамента связаны ходом коня. При этом в матрице 4х4 есть «маршрут Эйлера», то есть ходом коня можно обойти все темные поля орнамента побывав на каждом из полей только один раз.
Вообще выделение фрагментов в форме матриц 2х2, 3х3, 4х4 и 5х5 сулит нам немало любопытнейших наблюдений и маленьких и больших открытий.
Работа эта не терпит суеты и поспешности. Орнаментов много и они ждут своих исследователей и первооткрывателей.
Почему наш мозг воспринимает одни рисунки и пропорции как «красивые», а другие его не затрагивают?
Ведь мастерица изготавливая орнамент восхищается им.
И есть у этих загадочных произведений искусства нечто общее с нашим собственным мозгом: и орнаменты и мозг человеческий нам во многом ещё неведомы!
Мы рассматриваем орнамент Ханнэ пуххопи «Висячие головки», размещённый в «Атласе» под номером 19.
Здесь мы видим структурирование орнамента на матрицы 2х2 и 3х3 элемента.
Очевидно, что матрицы 3х3 практически идентичны друг другу.
То есть орнамент составлен из одной единственной матрицы 3х3 с буквой W в «середине»!
При первом взгляде на орнамент обнаружить этот факт довольно сложно.
В матрице 3х3 всего 9 элементов, из которых 5 – ведущая тема орнамента – «волна».
Исследование характеристик этой «волны» у нас ещё впереди.
Переходим к структурированию орнамента на матрицы 2х2.
Здесь мы видим, что орнамент состоит из серии матриц 2х2 двух типов – «уголок» и «шахматный». «Уголок» - это тот же «шахматный» с одним «закрашенным» уголком.
Всё «тело» орнамента создаётся пятью матрицами 2х2 направленными в форме «стрелы» в одну сторону.
Один такой фрагмент выделен чёрным цветом на иллюстрации.
Можно смотреть и смотреть часами.
Как на море!
Мы упорно исследуем орнамент Ханнэ пуххопи «Висячие головки», размещённый в «Атласе» под номером 19.
Выделим крупно два фрагмента структур орнамента в представлении матрицами 3х3 и 2х2
Очевиден «крест» из пяти матриц 3х3 и «стрела» из пяти матриц 2х2.
Пока абстрагируемся от этого странного числа «5» (встречающегося здесь же в матрицах 5х5 в виде «буквы» W).
Зададимся другим вопросом о принципиальной возможности обходить поля выделенной структуры «ходом шахматного коня».
Как вообще выглядит для шахматной доски ход любой шахматной фигуры?
Что-то появилось в пункте А, затем исчезло, вновь появилось в пункте В.
Когда человек шьёт (вышивает) иголкой с ниткой, для материала на котором осуществляется шитьё всё выглядит в общем точно так же:
Игла появилась в пункте А, затем исчезла, вновь появилась в пункте В.
В ритмичном перемещении – медитативная суть происходящего.
Так льётся песня, созвучная внутренним ритмам швеи.
Подчиняясь этим ритмам движется глаз мастера.
И всё, что созвучно внутренним ритмам – радует глаз и душу.
Поэтому в орнаментах выражается именно душа народа.
И оттого так удивительны его представления собственных внутренних ритмов.
Самое тайное и сокровенное выражается в орнаментах!
На иллюстрации видно, что в целом задача Эйлера («обойти конём всю доску») здесь разрешается достаточно просто.
О ужесточении правил и требований поговорим в дальнейшем, если, конечно, даст Бог.