2,3K подписчиков

Орудия Страстей Христовых II. Судьба гвоздей от Святого Креста. Сколько же их было? Вопрос с подделками

379 прочитали
Квадратные гвозди времён Спасителя. Иллюстрация из открытых источников
Квадратные гвозди времён Спасителя. Иллюстрация из открытых источников

На протяжении веков судьба великих христианских святынь, получивших общее наименование орудий Страстей Христовых (или как их именуют по латыни «Arma Christi»), волновала умы множества верующих. Эти реликвии стремились обрести учёные. Давайте вспомним о них в соответствующей серии публикаций!

С конца XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, окладах евангелий, дарохранительницах и дароносицах уже и в православной традиции.

На Западе же обычай изображать предметы, связанные со страданиями, крестной смертью и погребением спасителя в иконографии и на церковной утвари появился значительно раньше – не позднее IX века.

Разные авторы включают в число орудий страстей разные предметы, но наиболее общепринято выделять: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь.

Практически каждый вопрос, связанный с этими святынями, отражён лишь в легендах и является предметом ожесточённых споров в церковной и научной среде.

Попытаемся же вместе проследить судьбу великих реликвий и предложить свою версию ответа на наиболее распространённые вопросы о них.

Судьба гвоздей от Святого Креста

Гвозди, которыми прибивали ко кресту тело Спасителя, были выкованы из обыкновенного железа, в форме четырёхгранника, с круглой шляпкой, имели длину около 14 сантиметров и весили порядка 84 граммов.

Об этом говорят, как сравнительный анализ наиболее известных реликвий, почитаемых как гвозди Спасителя, так и аналоги, обнаруженные археологами на территории Иерусалима и его окрестностей и датируемые I веком от Рождества Христова.

Достоверных сведений о том, сколько в действительности было гвоздей, нет. У святых и христианских историков первых веков можно встретить версию либо о трёх, либо о четырёх гвоздях.

Святой Григорий Назианзин и египетский епископ Нонн указывают на один гвоздь для ног Спасителя, а, например, святые Григорий Турский и Киприан говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног.

Предание о четырёх гвоздях считается более древним и достоверным. Также следует иметь в виду, что до XIII века даже на Западе Спасителя на кресте изображали с четырьмя гвоздями, а современное католическое распятие распространилось позднее.

Исследователи связывают искажение церковного предания о количестве гвоздей у католиков с одним из двух моментов: либо с исследованием туринской плащаницы, на которой одна из стоп Спасителя отпечаталась не так отчётливо, как другая, либо с тремя гвоздями, хранящимися в Ватикане и выдаваемыми за гвозди от Святого Креста. Якобы они обладают всеми гвоздями от святого креста, а во всех других местах – подделки, а раз их в Ватикане всего три, значит, столько и было.

Святая царица Елена, безусловно, забрала все 4 гвоздя с собою в Константинополь. Но вот что с ними стало потом достоверно неизвестно. По одной из версий, один святой гвоздь царица приказала вковать в сбрую коня святого императора Константина (чтобы сохранить ему жизнь, в те времена во многом зависевшую от лошади), а второй – в его корону.

Позднее возникали аналогичные легенды о короне Лангобардов («железная корона», хранится в Вене) и других реликвиях, созданных с использованием святых гвоздей. Так, что основатель Реформации Мартин Лютер изрядно посмеялся над простаками-верующими, насчитав только в городах Западной Европы 8 святых гвоздей…

Но так ли всё было просто на самом деле? По наиболее вероятной версии исследователей «подделок» значительно меньше, чем считал Лютер. Хотя гвоздей и было целых 4, но для христианского мира этого было очень мало. При этом, они были изготовлены из металла – материала, который легко делить и видоизменять.

Так что с гвоздями поступили так, как это было принято в христианской традиции, так же, как ранее поступили со Святым Крестом – их разделили на части, наделали копий святых гвоздей и вложили в них частицы гвоздей настоящих.

Копии святых гвоздей дарились византийскими императорами епископам разных городов, а также христианским правителям – в Рим, Милан, Грузию, Париж, Иерусалим и другие места.

Позднее, святые гвозди утрачивались в результате войн и обнаруживались в другом месте, передаривались, как гвоздь грузинского царевича Арчила, сегодня хранящийся в Москве в Храме Христа Спасителя. Вот почему по миру их можно встретить довольно много.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!