Найти в Дзене
Артём Настолкин

Как появились игральные кубики

Оглавление

А вы знали, что игральные кубики появились ещё в Вавилоне, а египтяне играли в кости "на пальцах"? 🎲

А сможете угадать, как римское право относилось к игрокам, где появилась первая башня для кубиков и откуда появилось название "кости"?

Читайте об этом и многом другом в статье про историю игральных кубиков!

Это просто магия

Версий появления игральных костей несколько, исследователи даже в наше время не пришли к единому мнению. Есть предположение, что изначально эти предметы имели, скорее всего, магическое или сакральное значение. Их использовали для гадания, трактуя по ним выпавшие комбинации.

В последующем их магическая роль нашла отражение в представлении древних людей, что исход игры определяют боги. У римлян за результат броска отвечала дочь Юпитера – Фортуна, у индийцев – боги Шива и Парвати, у ацтеков – Макильсочитль.

Древнейшие же игральные кости возрастом около 5200 лет были найдены в Иране вместе с комплектом для игры в нарды при раскопках города Шахри-Сухте и метки на гранях костей практически не отличаются от современных.

Находки при раскопках города Шахри-Сухте (Иран). Вверху слева – древнейшие игральные кости возрастом около 5200 лет, внизу слева – нарды
Находки при раскопках города Шахри-Сухте (Иран). Вверху слева – древнейшие игральные кости возрастом около 5200 лет, внизу слева – нарды

D2 – «на пальцах»

Известный всем обычный кубик носит название Dice-6 (то есть, кость с шестью сторонами) или просто D6. Однако до того, как кубические кости стали общепринятым стандартом, древние игроки использовали в качестве дайсов другие предметы: косточки плодов, расколотые веточки, створки раковин, орехов или просто плоские камни. У подобных предметов только две значимые стороны, такая кость даёт только два варианта (1/0, да/нет, право/лево, чёрное/белое). Иначе говоря, это были кости D2.

Палочки D2 из египетских гробниц: гладкая сторона давала одно очко, а резная — ноль. Или наоборот.
Палочки D2 из египетских гробниц: гладкая сторона давала одно очко, а резная — ноль. Или наоборот.

Но двух значений маловато для полноценной игры. Чтобы увеличить количество комбинаций, игроки применяли сразу несколько таких костей. То есть в одном броске участвовали три, четыре или пять костей D2, а результат считали по всем значимым сторонам. Египтяне, к примеру, применяли в игре «сенет» четыре плоские палочки, окрашенные с одной стороны; они называли их «пальцы», даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Интересно, что, если все палочки выпадали пустой стороной вверх, считалось, что это не 0, а 5 — максимально возможный результат.

Частным случаем дайсов D2 были игровые пирамидки-тетраэдры шумеров с двумя помеченными вершинами из четырёх, хотя распространения они не получили.

Бабки

Прообразом современных кубиков послужили надкопытные суставы животных, несимметричные четырехгранной формы – «бабки» (гораздо реже их именуют «альчиками», «астрогалами», «лодыжками» или «костыгами»), они могут выпадать в четырех разных вариантах.

Четырёхгранная форма бабок стала первой формой игральной кости в истории, а используемый материал для изготовления дал название, которое мы применяем до сих пор – «кость».

Фракийские кубики из костей V-III в. до н.э.
Фракийские кубики из костей V-III в. до н.э.

Махабхарата

Игра в кости послужила завязкой величайшего древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и причиной кровопролитной войны. Это была сцена нечестной игры в кости между ловким игроком Дурьодханом и старшим из братьев Пандавов Юдхиштхирой. Дав обещание остановиться при игре в кости, если почувствует обман, Юдхиштхира забыл о нём, ослеплённый азартом и проиграл в гостях все имущество, земли, дворец, столицу с жителями, своих братьев, себя самого и даже красавицу жену Драупади. Слепой, но мудрый царь города Хастинапура устыдился поступка своего сына Дурьйодхана и вернул Драупади и ее мужьям свободу. Однако царя вновь уговорили пригласить Пандавов для игры в кости с таким условием: кто проиграет, пусть скитается в лесной глуши двенадцать лет, а тринадцатый год пусть живет неузнанным. Если же его узнают, то пусть изгнание продлиться еще на двенадцать лет. Пандавы проиграли и отправились в изгнание.

По окончании изгнания Дурьодхана отказался вернуть царство Юдхиштхире, и братьям Пандавам пришлось возвращать проигранное силой оружия.

Юдхиштхира проигрывает в кости все имущество, земли, дворец, столицу с жителями, своих братьев, себя самого и даже красавицу жену Драупади
Юдхиштхира проигрывает в кости все имущество, земли, дворец, столицу с жителями, своих братьев, себя самого и даже красавицу жену Драупади

Греки, войны и кости

Греческий поэт Софокл утверждал, будто игру в кости изобрёл грек Паламед во время осады Трои. А современник Софокла Геродот – что их придумали в Лидии во времена правления короля Атиса, когда случился голод и лидийцы смогли забыться лишь при помощи азартных игр.

Античные художники вазописцы довольно часто изображали на древнегреческих вазах героев Троянской войны Ахилла и Аякса, играющих в кости. До наших дней сохранилось более ста античных ваз с этим игровым сюжетом.

Древнегреческие игральные кости, примерно 550-570 г. до н. э.
Древнегреческие игральные кости, примерно 550-570 г. до н. э.

Римские «кривые» кубики и особые законы

Римляне делали кубики из разных материалов: свинца, меди, бронзы, камня, дерева, глины, янтаря, костей и рогов животных. Их сложно назвать кубами, так как они имели неравномерные ребра, грани были далеки от совершенной формы квадрата, плоскости имели неровности и косые углы. Странно, что с такими костями люди рассчитывали на успех в игре. Римляне больше надеялись на божий промысел, ведь им не была известна теория вероятности.

Различные комбинации очков на выпавших костях носили имена богов, героев, гетер (минимальный бросок в 4 очка назывался «собакой», максимальный – «Афродитой»), они бывали счастливыми и несчастливыми.

Римляне были страстными игроками, особенно в период расцвета Римской империи. Поэтому игра в кости также была широко распространена, хотя в неё было запрещено играть; запрет снимался только на время Сатурналий. Гораций высмеивал типичных молодых людей того времени, которые проводили время за игрой в кости вместо того, чтобы заниматься верховой ездой. Бросание костей на деньги стало причиной появления многих особых законов в Риме: один из них гласил, что человек, который разрешил играть в азартные игры в своем доме, не может подать иск, даже если его обманули или избили. Уже в те времена среди игроков появлялись профессиональные шулера: для того, чтобы выиграть, они умышленно утяжеляли с одной стороны кости, которыми они пользовались. Сейчас некоторые из этих костей хранятся в музеях.

Игроки в кости были завсегдатаями питейных заведений: на сохранившихся фресках есть изображения ссорящихся игроков, которых хозяин выгоняет из таверны.

Древнеримские игральные кости.
Древнеримские игральные кости.

Башня для бросания кубиков – туррикула

Чтобы не допустить жульничества, римляне пользовались туррикулой – полой башенкой с наклонными пластинами внутри, по которым скатывались кости (изначально туррикула – это витая раковина). Туррикула была важным игровым атрибутом: у столов, за которыми сидели игроки, как правило, не было бортиков, кости падали на пол, столбики фишек рушились от сотрясения при ударе о столешницу игровым стаканчиком, провоцируя скандалы и драки…

За всю историю археологических раскопок было найдено всего две туррикулы (вторую, деревянную, нашли в Египте). Туррикула надолго пережила дуодецим – игру, для которой была создана: сегодня такие башенки для перемешивания игральных костей (их называют Dice Tower) производят фабрично, а любители делают их сами, разных форм, размеров и дизайна.

Оригинальная древнеримская туррикула. Найдено в Германии.
Оригинальная древнеримская туррикула. Найдено в Германии.

Брутальные игроманы

В эпоху викингов были такие же азартные игроманы, как и сегодня. Они уже не удовлетворялись игрой как средством развлечения. Говорят, в одной саге можно прочесть следующее предупреждение: «Есть одна вещь, которую вам следует избегать, как самого дьявола, это пьянство и настольные игры, продажные девки, ставки и броски кубиков для получения прибыли».

Читайте вторую часть статьи здесь.

Купить кубики (современные!) для своих настольных игр можно по ссылке.

Игральные кости из могилы викинга
Игральные кости из могилы викинга
Наука
7 млн интересуются