О Николае я узнал из выпусков на Ютуб-канале "Боевые ботаники".
Невероятно позитивный, эмоциональный и яркий представитель карате каждый выпуск со своим участием делал особенным. Да, быть может, чуть-чуть чудаковатым для некоторых, но всегда очень искренним и ярким!
Я небольшой специалист в Карате, но искренность и фанатичность Николая меня подкупила и потому мне стало интересно взять интервью у этого необычного человека.
Начнём.
Николай, приветствую. Расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали свой путь в мир боевых искусств?
В карате я оказался случайно.
Я занимался спортивной гимнастикой около 8 лет, насколько помню, с 1-го класса.
В детстве и юношестве слышал о карате. Было очень интересно, но туда не стремился – Возможно, считал, что не достоин этого пока. К тому же меня туда никто не звал. Поэтому и не интересовался. Но знал, что есть такая штука, как карате. Оно казалось мне секретным, непонятным оружием, о котором все говорят, но в фильмах не показывают – значит, скорее всего, секретное. Но любопытство было. А когда появились фильмы и видеокассеты, стало еще интереснее.
Когда я учился в училище, два моих друга занимались карате, но не говорили, где и почем. Все было подпольно, поэтому разглашать тайну было нельзя. Сколько бы с ними ни разговаривал, они говорили – да, мол, занимаемся. А когда спрашивал, что они там делают, отвечали, что ничего не делают. Таким образом, о карате я мог узнавать только из кино и фильмов на видеокассетах. Так же, как и другие нормальные пацаны тех годов.
Потом пошел в армию, где изучал рукопашный бой. Двое парней иногда показывали непонятные движения, и я понял, что, скорее всего, это были каратисты. Когда вернулся из армии, мой друг, занимавшийся карате уже 1,5–2 года, позвал меня в закрытую секцию. И я откликнулся с радостью. Так и начался мой путь в боевых искусствах.
Тренировались в школах, которые находились в каких-то деревнях, а если в городе, то где-то на отшибе. Закрывали окна матами, чтобы никто ничего не видел. То есть конспирация полная, поскольку дело было подсудное. Более подробно про знакомство с карате рассказываю в моем фильме «Карате – мой образ жизни».
Ваше первое яркое воспоминание, связанное с началом изучения боевого искусства?
Сложно сказать. Самое интересное обычно в начале, потом уже несколько притупляются эмоции. Потом ищешь золотую середину, ищешь свое карате, свое боевое искусство. А в самом начале, когда все неизведанно, тобой руководит любопытство.
Но, пожалуй, самое яркое воспоминание, связанное с началом боевых искусств – это те самые тайные тренировки. Мне очень нравилась эта тайна. Как будто мы «сверхлюди», о которых почти никто не знает, а мы еще скрываемся от правосудия. Это как в детстве, когда у тебя есть секрет, о котором никто не знает. И мы верили, что наши учителя знали и умели нечто особенное. Но это не было каким-то идеалом.
И, скорее всего, одним из самых мощных воспоминаний стал первый приезд немца в нашу страну, на семинар. Семинар длился аж 4-5 дней. По 2 тренировки в день. Тогда для нас это был просто шок. Сейчас это все на уровне цветного пояса, не выше, а тогда казалось нам чем-то невероятным. Весь город приехал на семинар. На тот момент карате уже было открыто и разрешено законом. Было очень интересно, много новых знаний. Сейчас это все знают уже на уровне зеленого или желтого пояса. Мои ученики сейчас делают это лучше него, черного пояса из Германии.
А тогда это было круто! :)
Потом приезжали другие мастера, в том числе из Японии. А первым был именно немец. Он стал нашим куратором. С тех пор он приезжал в наш город каждый год, проводил семинары. Сейчас это часто называют «Тырь бабло»! А тогда нам было интересно, и без разницы, кому мы платим, так как мы платили за обучение.
Помимо этого у нас были соревнования, бои. Это тоже яркие воспоминания.
Девчонок тогда в карате, кстати, не было. По крайней мере, я не помню такого. У нас были только мужики.
А насчет Штурминых, Ларина и других – я смотрю их периодически на видео. Сам я не занимался у него. Что тут сказать: в наше время сложно их оценивать. Я отношусь к нему и подобным как к легендам. Ларин хорошо подготовлен физически. Того, что он делал, теперь достигли многие, а кто-то и намного превзошел. Но он пионер. На сегодняшний день его карате – это ничего особенного, но это начало, истоки. Если идти к нему на семинар – это как дань уважения легенде. На данный момент карате здорово продвинулось в боевых искусствах, тягается с ММА и другими БИ. Пытается показать, кто хуже, кто лучше. Я этим не занимаюсь. Но это обычное дело.
Пробовали ли вы изучать другие боевые искусства?
И почему остановили свой выбор именно на Карате, в итоге решив посвятить этому направлению свою жизнь?
Трудно сказать. Возможно, дело в том, что я не склонен к такому дезертирству своеобразному. И все самое лучшее, как мне кажется, это первое.
Да, пробовал изучать другие боевые искусства. Я и сейчас пробую. Мне все интересно: и дзюдо, и самбо, и бокс, ушу, тхэквондо. Знакомлюсь с ними, но они меня не затягивают. А карате было первым, оно-то меня и затянуло.
Наверное, если бы мне не попалось карате и не затянуло другое боевое искусство, я был бы летчиком или космонавтом. Космонавтом хотел быть, много лет стремился к этой своей идее, к мечте. Но мне попалось карате. И, возможно, это и есть самая главная ошибка моей жизни. За что я расплачиваюсь и буду расплачиваться всю жизнь. И мне это нравится: расплачиваться за эту ошибку. И служить карате.
Я теперь не столько изучаю, а все больше и больше нахожу новое карате для себя.
Но карате совсем не такое, как нам описывают в книгах, преподают на семинарах и так далее. Кое-кто это знает, но пытается не афишировать. Вообще боевые искусства совсем не такие, какими их описывают в книгах, в легендах. Но если это афишировать, люди несколько остынут. Хотя, может, это и хорошо. Ведь если многие остынут, то будут только истинные боевые искусства. Тогда людей, которые будут заниматься БИ, останется мало. Но они будут настоящие, а не как сейчас.
А карате – это первое, родное и очень мне нравится. Оно многогранное. И изучать его можно всю жизнь.
Какое бы вы дали определение термину "боевые искусства"? Что это такое в вашем понимании – "боевое искусство"?
Интересный вопрос. Людей много и очень многие будут умничать. А умничать тут не нужно на самом деле. Надо говорить так, как есть. И не говорить фантастические вещи, чтобы за тобой все побежали, как сделал известный мастер из Кореи. Да, он поднял целую армию своими легендами, своими байками. Люди поверили и пошли за ним. На самом деле этого ничего не было, ни одним историком не доказано. И много таких людей, как он. Ну да ладно.
Итак, что такое боевое искусство в моем понимании?
Ну, боевое – это война, поле боя. Искусство – тоже все знают, что это. Вроде бы все понятно. И если соединить все вместе, получится то, что вы хотите. Но для каждого человека, который глубоко изучает боевое искусство, оно будет своим. И каждый будет понимать его по-своему.
Для меня боевое искусство – это, конечно, не махание руками и ногами, будь ты хоть чемпион, будешь гасить всех, хоть сто бойцов. Это не боевое искусство, это драка. Также не считаю боевым искусством, если человек сидит в медитации вечно и какие-то сказки рассказывает, пропадает в своей медитации и других учит, а сам в физическом противостоянии ничего и не может. Осталось найти середину между ними. Но трудно понять, что это такое.
Для меня к боевым искусствам, например, относится карате. Но в том виде, в каком мне его преподнесли еще тогда, когда оно для меня родилось. А родилось оно тогда, когда у нас оно еще было закрыто.
Если обратиться к слову «искусство» – например, живописи или музыке, – то, например, для композитора, если он глубоко погрузился в свое искусство, это навсегда, это его жизнь. Это не заработок денег, а он просто не может жить без этого. Или как нищие художники. Именно искусство им дает силы, жизненную энергию. Либо он сам научился, либо его научили этому. Это не важно. Но через искусство такой человек показывает себя, свой внутренний мир. Так и боевое искусство, например, карате. Это такая вещь, которую невозможно полностью ни одним словом описать. Но для меня боевое искусство – то, без чего я не представляю свою жизнь. То, в чём я утонул, погрузился по макушку. Всегда чего-то ищу, к чему-то стремлюсь. Уже давно не понимаю, для чего это делаю. Но мне нравится. Это как наркотик. Я погрузился и творю в этом искусстве то, чему научился, то, чему меня научили. С самого начала моего боевого искусства я чему-то учился, учился, учился. И пришло такое время, когда мне уже стало скучно, так как все это уже видел в разных местах. Каждый преподает по-своему, но в принципе, это все из одной лавки, из одной бочки. Только каждый изощряется по-своему. Поэтому мне последние годы скучно на семинарах. Особенно когда преподают веселые люди, которые, по моим ощущениям, дают материал для первого класса. Почему ты не преподаешь 3-ый, 5-ый, 10-ый класс, почему остановился на 1-м? Такие семинары для меня смешны. Я на них выступаю в роли зрителя. Не хочу мастерам задавать вопросы, так как этим поставлю их в невыгодное положение. Я уважаю их, но мне немного дико, потому что они никуда не двигаются. Такое у них боевое искусство. А мое боевое искусство как живопись, которая бесконечна. Пока у художника есть мозг и руки, он будет творить. Рука уже не будет такой точной и верной, но это будет его искусство. Будут совсем другие линии, уникальные картины. линии совсем другие. Потому что ему уже 150 лет, руки дрожат. Но он научился рисовать такие линии, которые в молодости не мог нарисовать. Хочешь не хочешь, специально-то не получится.
В общем, боевое искусство – это жизнь. Это и физическое, и духовное образование. Постоянное стремление к чему либо, постоянное совершенствование.
Думаю, многие знают, что «до» в карате-до, дзюдо, тхэквондо и пр. переводится как «путь».
Так вот, главное, что я люблю – путь сам по себе. Меня не интересует вершина горы, я хочу подниматься на гору, у которой нет вершины, она мне не нужна. Но привык к тому, чтобы к чему-то стремиться, подниматься все выше и выше. И хочу умереть в пути, в дороге, так и не добравшись до вершины. И так и будет. Для меня смысл карате-до именно в пути. Пока ты идешь, ты все время чего-то ищешь. Ты видишь красоты, ты встречаешь преграды на пути. Решаешь, что с ними делать –обойти либо перелезть, либо что-то еще. А когда путь закончен, то нет ни преград, нет ничего. И тогда уже можно и не жить.
В заключение темы «Что же такое боевое искусство». Многие люди, простите, умничают, а не говорят, что думают. Их мысли словно скопированы из одной книги. Но каждый говорит одно и то же, просто своими словами. И это скучно. А мне кажется, что нельзя о боевых искусствах рассуждать как о чем-то четком и определенном, отталкиваясь только от одного мастера или стиля. Говоря, что вот этот мастер или этот стиль – единственно лучший. И что это и есть то самое боевое искусство. И всем это проповедовать.
У каждого свое боевое искусство, свое карате. И каждый находит в боевом искусстве что-то свое.
Иногда можно услышать термин "истинное каратэ", какое оно, истинное каратэ, на ваш взгляд? И каков истинный дух каратэ - это несгибаемая сила и напор, или, наоборот, мягкость и податливость, или что-то другое?
Дело в том, что никто не может знать, что такое истинное карате. Так же, как и никто не может знать, что такое настоящая, истинная музыка или живопись. У каждого человека, который занимается карате, свое определение карате. Если человек занимается карате, это одно дело. А если человек посвятил этому жизнь, то это совсем другое дело и совсем другое истинное для него карате.
Мягкость в сочетании с жесткостью – это и есть принцип карате.
И есть еще такая интересная штука.
Сила – это естественность. А естественность – это мягкость. Мягкость – это красота. А красота – это сила.
Получается такой замкнутый круг, где есть и сила, и мягкость, и красота. И я считаю, что это и есть карате.
И кто говорит, что он знает, что такое истинное карате – тот обманывает сам себя. Японцы доказали, что человек врет как минимум 200 раз в день, и они правы.
И карате – это и мягкость, и напор, и сила, и податливость, и дух. А где этого нет – там нет и карате, нет боевого искусства. Это просто спорт, а от спорта я уже давно ушел. Да, скорее всего, и не был там никогда. Хотя современное карате и есть спортивное. Оно не плохое, просто у него другие цели, другие задачи. Завоевание титула, чемпионства, получение медалек в копилочку.
Есть еще такой интересный момент. Боевое искусство... Эти два слова, если хорошенько подумать, не подходят друг другу. Настоящая игра слов. Например, возьмём боевое искусство. Боевое – значит война, поле боя, убивать. Не важно, кого, где. Война – это война. А если учение – то учиться убивать на поле боя. То есть «боевое» – мы учимся убивать. А искусство – знаем ли мы, что это такое? Для каждого искусство – это что-то свое. Но если рассматривать не термин, а понимание того, что такое искусство, для людей, которые посвятили ему много времени, оно более или менее одинаковое.
Для меня искусство – это то, что мне нравится делать и без чего не могу жить. Никто не может осчастливить меня, только я сам. И я занимаюсь карате не для того, чтобы осчастливить человечество или карате, а потому что получаю от этого удовольствие.
Такой у меня принцип – нравится вам то, что я делаю? Хорошо. Нет? Это дела не меняет. Я пишу, рисую картину жизни с помощью карате и делаю это так, как считаю нужным и как чувствую. Кто-то подойдет, посмотрит, скажет – хорошо, но вот этот мазок я бы убрал. Я отойду, посмотрю со стороны – нет, говорю я, это для тебя хорошо так, а для меня этот мазок – тот, что нужен, этот удар должен выполняться именно так.
И у каждого может быть, даже должна быть своя картина карате. Когда все под копирку – это скучно, не интересно и не по-настоящему. А ведь у многих именно так.
Именно поэтому мне не нравятся современные спортивные выступления с ката. Ката – комплекс упражнений, который каждый старается отточить так, чтобы ему дали медальку в копилку. Ведь там нет никакого карате и не может быть никогда. Потому что там – копии. За это дают балл, за это – полбалла, поэтому я буду делать именно так, чтобы получить медаль. А есть там карате или нет, никого не волнует, потому что это спортивное карате. У меня все по-другому.
Таким образом, истинное искусство – это когда человек получает удовольствие от того, что делает. Не знаю, какое у меня искусство, но я получаю истинное удовольствие от того, что делаю.
Был ли момент, когда вы почувствовали себя Мастером?
Если да, то как и когда это было?
Я вообще не знаю, что такое мастер, чем он отличается от обычного человека, ученика. Себя мастером никогда не считал, только учеником. Учусь карате, значит, я ученик. Мастером я никогда не был и, наверное, никогда не буду. Так и помру, не побыв мастером.
Какие для вас самые главные или любимые книги?
Вообще не очень люблю читать. Предпочитаю двигаться, бегать.. Читаю в основном техническую литературу, и то выборочно, кусками, то, что мне надо. Читать мне скучно, никакая литература меня не захватывает. Единственная книга, которую прочитал от корки до корки – это букварь в первом классе. Когда я беру книгу, сразу смотрю на ее толщину; если она толстая, скорее всего, я не буду ее читать. Потому что понимаю, что не осилю такую толстую книгу. Мне бы побегать, попрыгать, потренироваться. А чтение отнимает слишком много времени.
Была еще такая книга в моей жизни – «Алхимик» Пауло Коэльо. Я ее захотел прочитать, т.к. весь мир сходил по ней с ума и мне было интересно, о чем же она. Но, если честно, когда прочитал первые две страницы книги, я уже понял, что будет дальше и чем книга закончится. И мне хотелось поступить, как в школе, сразу забраться на последнюю страницу и узнать, чем все закончилось. Но я выдержал это испытание и продолжил читать. Ощущение было такое, будто сам написал эту книгу, вместе с этим человеком. Т.е. я читал книгу о своей истории. Но ничего такого особенного, сверхъестественного не нашел в этой книге. И не понял, почему все взахлеб советовали мне ее прочитать.
Еще прочитал пару тонких книг Фунакоси, отца карате (одна из них «Карате – мой образ жизни»). Просто потому, что мне нужно было о нем рассказывать ученикам. За чистую монету ни одну книгу не принимаю, т.к. понимаю, что любой автор приукрашивает и привирает. Это нормально. Поэтому надо уметь отделять правду от вымысла, сказок, легенд и т.д. Как, например, Ояма, который писал книги, в которых сказки, маркетинг и пр. И за его книгами все пошли. А мне кажется, что нужно уметь соображать своей головой. Например, писал он, что взлетел и полетел. И все думают, что он реально научился летать. А любимая книга – эта моя жизнь, которую я пишу каждый день и будет она написана только тогда, когда я меня не станет.
А кино?
Какие фильмы самые любимые и главные?
Пожалуй, самые любимые фильмы – советские: «Пираты 20-го века» (1979), «В зоне особого внимания», «Не бойся, я с тобой», «Когда я стану великаном». Там везде есть карате. Ну и, конечно, супербоевик наш первый – «Фанат». Это как у людей читающих есть настольная книга, так у меня «Фанат» - настольный фильм. Считаю, что он первый и единственный. И очень жизненный. Кстати, мое карате в том числе началось с этого фильма. Фильм меня потряс и продолжает удивлять и по сей день. Я считаю, это шедевр советского кино.
Какие личности вас вдохновляют?
И кто повлиял на то, кем вы стали и чем занимаетесь?
Конечно, на протяжении жизни были личности, которые на меня повлияли. Например, когда я занимался спортивной гимнастикой, у меня был кумир. И он остается кумиром и сейчас, настоящей легендой. Я был с ним дружен с первого класса, переписывался с ним. Знал про него немного, фамилию, имя и город, в котором он живет. Я отправлял ему письма и через год он мне ответил. Это Николай Андрианов.
Почему он для меня кумир и легенда? Во-первых, я на него очень похож внешне, многие так говорят. Ну а во-вторых, меня очень вдохновило то, как долго он находился в спорте и выступал. Другие уходили из спорта, как только добьются какого-то определенного титула, чемпионства, в какой-то определенный срок. К примеру, получат первое место на Олимпиаде и линяют. Для того, чтобы уйти непобежденными. В советском спорте мужчины уходили из гимнастики в 23-25 лет. Андрианов же ушел из спорта в 32 года. Это не то что пенсионер, а глубокий старик в спорте. Конечно, с какого-то момента он уже не завоевывал первые места, хотя часто брал вторые и третьи. Но он, несмотря ни на что, сражался, выходил на помост. Настоящий боец. Поэтому Николай Андрианов для меня номер один, лучший.
Были и другие люди, на которых я хотел быть похожим. Например, в мире карате это питерец Виталий Конев. Я занимался с ним вместе, еще в самом начале своего пути карате. И часто перед соревнованиями смотрел его видео с чемпионатов (местных, ленинградских, а других и не было тогда). Он меня вдохновлял, мощный каратека. Глядя на него, у меня появлялась своеобразная злость: «Я тоже так хочу! Я тоже так умею!» Но тогда я не умел так.
Что касается последних лет, то меня вдохновляют такие сенсеи, как Агаев, Кагава и др. Но особенно сенсей Яхара. Сильно и мощно. Он мне близок. Может, у него гуляет моя кровь или, наоборот, у меня гуляет его кровь. В какой-то момент я обратил внимание, что его путь, его дорога очень похожи на мои. Не могу сказать, что иду по его дороге. Скорее всего, я иду своей дорогой, но моя тропа на расстоянии вытянутой руки от его дороги. Мне хорошо его видно, а он хорошо видит меня.
Приходилось ли вам применять Карате на улице?
И помогало ли вам Карате в экстремальных ситуациях?
Если да, то расскажите, пожалуйста, о таких случаях.
Когда начал заниматься карате, то применил карате только 1 раз. Года через 3-4 после начала занятий. Ситуация была довольно страшная. И мое карате проявилось в том, что сработал инстинкт самосохранения, когда была угроза моей жизни. Я нанес только 1 удар. После этого увидел, как у человека закатились глаза, и он ушел в глубокий нокаут. Дальше он начал падать, спиной назад. И что мне понравилось, что я успел за эти недолгие 1,5 секунды падения подхватить его и нежно положить на землю. Страшно подумать, что было бы, если бы он упал затылком на бетонные ступеньки, которые были позади него.
Больше всего я боялся, глядя на него и думая, что будет после того, как он очнется. Дело в том, что он был из бандитской группировки. И у него было немало друзей, таких же, как он. Оставалось 2 варианта: либо я ухожу, и тогда он будет мстить, скорее всего; либо его надо убить – пустить пулю в лоб или приложить затылком о ступеньки. Тогда он мстить не будет, но меня будет искать милиция, и я окажусь в тюрьме в итоге. И вот это было страшно.
Таким образом я применил карате 1 раз в жизни. И больше не хочу.
После этого даже знаменитые удары в шею хайто – я их обожаю, но когда ломаю довольно здоровые брусы, то страшно подумать, что будет с шеей противника, если туда попаду. Отправлю человека в реанимацию или на кладбище, отдельный вопрос, но сломаю точно. Я всем демонстрировал, вы тоже можете попробовать - легкий удар ребром ладони по шее – и вы можете почувствовать, что у вас ноги отнимаются. Этот удар значительно серьезнее, чем удар в лицо, в нос, в скулу. Речь о жизни и смерти.
Помогало ли мне Карате в экстремальных ситуациях? Да, конечно. Я хожу в походы по горам, пустыням, с палатками, некоторые из них довольно серьезные. И там периодически случались ситуации, где карате выручало меня – выносливость, сила, растяжка помогали мне остаться в живых. Ну, и конечно, дух. Например, в горах, когда мне пришлось прыгать через ущелья. Думаю, если бы не карате, я бы, наверное, струсил. Хотя мне, конечно, очень было страшно, но я все равно прыгнул. И, возможно, это спасло мне жизнь.
Или, например, то, что я учил своих учеников не пить во время тренировок, вырабатывать рефлексы. И потом мне это пригодилось, когда я был в пустынях, в Сахаре или Кызылкуме. Я долго шел, обезвоженный, у меня была с собой вода, но ее было мало и приходилось пить ее по маленьким глоточкам. Пару дней я был практически без воды. И ничего.
Т.е. карате мне помогало во многих жизненных ситуациях, особенно в походах.
Что вам не нравится в современном мире боевых искусств?
В современных боевых искусствах мне ничего не нравится. Потому что в них не осталось боевых искусств. Есть с маленькой буквы спорт и с большой буквы Бизнес, Деньги. Спорт – медали, грамоты, титулы, чтобы показать, что ты крутой. Хотя на самом деле профессиональная гимнастика в разы мощнее, и там добиться значительных результатов намного сложнее, чем в боевых искусствах. Вот и получается, что современное боевое искусство – это зарабатывание денег. Меня это давно бесит, лет 20 уже. Правда, в последнее время уже остыл.
К нам часто приезжают различные мастера. Мастера в кавычках или действительно мастера. И они приезжают, чтобы заработать деньги. У нас полно лохов. Ассоциация тебе даст денег на дорогу и расходы, а ты еще и заработаешь. Т.е. едут, как на работу. Семинары стоят довольно дорого. Особенно если приехал какой-то суперкрутой мастер. А потом еще проводятся экзамены. Которые сдают 90% людей, если не 100. Т.е. ты еще заработаешь немало денег.
Яркий пример: много лет назад к нам приехал известный мастер японец. Все говорили, что он великий мастер. Хоть я и не слышал о нем раньше. Техника у него была корявая. И главное – то, чему он нас учил, я уже давно прошел, причем самостоятельно, на примере проб и ошибок. Просто нужно думать своей головой. Если, к примеру, мастер говорит, что умеет летать, так пусть он покажет, а не словами хвастается. А если рассказывает, что когда-то умел летать, а сейчас у него крылья не те – почему я должен ему верить? А другие люди верят и отвечают – хорошо, значит, будем стремиться летать. И не думают, что человек невозможное говорит.
Так вот, прошел экзамен, который провел японец. Зачитывают список – из десяти человек девять не сдали. Я думаю – справедливо, ведь я видел, что 90% из нас были не готовы к этому экзамену. Я тоже не готовился. А чего к ним готовиться? Надо выйти и показать то, чему ты научился и то, чем ты владеешь. Потом объявили мою фамилию. Я сдал, причем с отличием. В принципе, мне было все равно, сдал или нет. Хоть денег было и жалко. Экзамены стоили 500-800 долларов, до 1000 доходило, в зависимости от уровня дана.
Японец уехал. Приехал на следующий год, а у него вместо 150-200 человек 20. И то те, кто сдали.
А где все? Люди хлынули к немцу, т.к. у него сдавали экзамены не меньше 90%.
Когда японец на следующий год приехал, у него сдавали уже экзамены девять из десяти Деньги же зарабатывать надо. Причем появился такой термин, как ха рю – частичная сдача экзамена. То есть ты часть сдал, а на следующий год сдаешь остальное. В итоге экзамен сдан за 2 года, но потрачено в 2 раза больше денег. И ты горд, что у тебя есть какой-то данчик. В итоге ты получаешь за большие деньги бумажку с подписью и печатью, типа диплома. Где указано, что ты сдал на определенный дан. Хотя в мировом реестре его просто нет. Ты вешаешь его на стенку и всем говоришь, что у тебя такой-то дан. И все счастливы. Таким образом, современное боевое искусство – это заработок денег. Продаешь даны, медали, титулы. Инвентарь.
Я тоже провожу семинары последние годы. Но с них денег не получаю. Принимающая сторона платит за проживание и дорогу. И все. Сам я получаю удовольствие от того, что показываю другим то, что умею. Зажигаю в них искру. Ничего сложного в этом нет, просто показываю тропы, подходы, отходы, как этому научиться. Мне это нравится. Уезжаю, к примеру, на 3 дня на семинар, провожу по несколько тренировок в день, выкладываюсь. Потом приезжаю домой и в лежку. У большинства же иначе. Семинары стоят больших денег. А потом на семинаре ты не понимаешь, за что заплатил. Такого много по всему миру. Но мне кажется, в нашей стране еще больше. Страна у нас большая и в ней много дураков, готовых платить бешеные деньги за волшебную таблетку, бумажку, регалии. А боевое искусство уже практически исчезло. Осталось, может, в каких-то подвалах. Один из подвалов, скорее всего, мой!
Как часто вы сейчас тренируетесь?
Скорее всего, каждый день. Это не значит, что каждый день тренирую только карате. Я имею в виду, что тренируюсь физически. Мне нравится. Это физуха, растяжки, медитация и т.д. Изучаю свои ката. Каждый год они меняются. Меняются, т.к. подстраиваются под мое тело, под меня и т.д. Они не улучшаются, не ухудшаются, они становятся совсем другими. В общем, тренируюсь я каждый день.
На ваш взгляд, какое боевое искусство самое эффективное для драки?
Какое лучше для здоровья?
А какое лучше для души?
Для здоровья. Здоровье такая штука клевая. Надо, чтобы поменьше тебя били (именно били), голову сотрясали, поменьше кости ломали т.д. Что касается боевого искусства, я думаю, что любое боевое искусство можно использовать для здоровья – например, карате, ушу, даже бокс. Дубась грушу, прыгай на скакалке и будешь здоровым, если по башке тебе не будут стучать. Ну а если все-таки выбирать, то по мне так для здоровья самое лучше – айкидо. Т.к. у них как таковой ударной техники нет, нет спаррингов, нет ничего сильно жесткого. И все идет на отточку, отработку, эластичность, силовуху, гибкость. Какие они делают кувырки! Красивые, безопасные, с хорошей страховкой.
Для драки. Мог бы сказать – бокс, но у них нижняя часть не защищена.
Любой человек, который хорошо владеет своими ногами, будь то каратист или, например, муайтаец, просто ноги тебе отдубасит, и твоя скорость, сила рук и маневренность не помогут,. поскольку верх у них классный: хорошо защищают голову и корпус, а вот ниже уже все открыто. Поэтому, скорее всего, забьют боксера ногами. Хотя, смотря какой боксер, какой боец.
Думаю, что самое эффективное оружие для драки – то, которое ты сделаешь сам. Если, например, ты занимаешься карате, то для драки ты будешь использовать более жёсткое карате по сравнению с тем, которое используешь для соревнований или экзаменов. И вообще, если понимаешь, что на улице придется драться, и видишь, что человек ногами будет работать, бороться на земле и делать броски, то тут больше подойдет ММА. Почему? ММА более универсальные и модные. И у ММА также есть плюсы и минусы, как и у любого боевого искусства. Плюсы ММА в том, что они вобрали в себя самое актуальное для драки и перевели в треугольник, на площадку. Надо заметить, что ММА довольно жестокая штука, хоть и популярная. Люди хотят зрелищ, крови, ломания челюстей и т.д.
Таким образом, если хочешь готовиться к драке – подойдет любое боевое искусство. Но надо быть готовым к тому, что тебя будут бить по голове, по ногам, позвоночнику, в пах и т.д. И, соответственно, для драки это уже будет жестокое боевое искусство.
Для души – любое боевое искусство, которым занимается человек, если оно ему нравится. Для меня лучшее боевое искусство – конечно, карате. Причем не я выбрал карате, а оно выбрало меня. Мой лозунг такой: «Если ты бросил заниматься карате, не говори никому, что ты бросил заниматься карате. Это карате бросило тебя». Карате сочло, что ты слабый, ему надоело твое сопротивление, и оно просто тебя бросило. Человек говорит, что он перестал чем-то заниматься, находит кучу отмазок. Нет, это неправда. Это искусство оставило тебя. Говорит: «Вася, мне с тобой нехорошо. Я с тобой вожусь давно, ты все какие-то отмазки ищешь. Все, иди отдыхай, бей, кури, дебоширь. И никогда не говори, что ты чем-то занимался». Я так считаю. Мне с карате хорошо, тепло, сердечно. А другому – другое, у каждого своё.
Есть ли у вас хобби не связанное с боевыми искусствами?
Хобби есть у всех. И у меня они есть. Люблю снимать фото и видео. Фотографировать я начал с первого класса, когда мне подарили фотоаппарат «Смена-7» на день рождения. Потом, в 3-м или 4-м классе я выпросил, чтобы мне в комиссионке купили кинокамеру.
Кино и видео – это разные вещи. То фото и кино, что было раньше, в десятки раз сложнее современных фотоаппаратов и видеокамер. Также сложнее обработка. Пленка стоила денег, хоть и небольших. Надо покупать реактивы, фиксаж, проявители, отбелители, бумагу, аппаратуру, фотоувеличители, кюветы и пр.
Очень много нужно было всего, чтобы тебе просто получить 1 фотографию. Помимо этого, чтобы получить фотографию, нужно было обладать определенными знаниями. Я очень это любил. И это была редкость среди детей. Точно знаю, что я был один на всю округу, на весь двор и школу, кто снимал фотографии. Об этом знала вся школа и говорили, что, вот есть такой первоклашка, который делает фотографии. И я этим гордился.
А потом начал снимать кино. Очень сложная обработка у кинофильмов. Его надо проявлять, эти 15 метров сушить как-то. Потом сложный монтаж, озвучка и т.д. Мне это очень нравилось и сейчас нравится.
Современная фотография – это не искусство фотографа. Эти типа «попал-не попал», я это так называю. Берешь цифровой фотоаппарат, шлепаешь миллион кадров, а потом выбираешь нужный. Это не искусство. То же самое и с видео. Наснимал, потом сидишь, выбираешь. Что не понравилось, то в фотошопе или другой программе вырезаешь, убираешь, подравниваешь. И получается конфетка. А сейчас это совсем другое искусство. Тогда было в разы интереснее. Как и карате.
Получается, мои главные хобби – фото, видео, монтаж. Я делаю фильмы и потом их демонстрирую в кинотеатрах. На втором месте – моделирование. С 1-го класса моделирую. В лагере познакомился с кружком «Умелые руки». И начал делать действующие ракеты. Запускал их в небеса. Они улетали, прилетали, взрывались. Изобретал двигатели и т.д. Мне нравилось изобретать. Затем начал делать корабли, машины, аэросани. У меня было куча разных моделей, в комнате все не помещалось. Вообще поделать что-нибудь руками, изобрести что-то новенькое.
Ну и, конечно, мое хобби - путешествия. Именно походы. Раньше ездил по нашей необъятной родине, поскольку за границу почти невозможно было попасть. Объездил практически весь СССР с палаткой. Был во многих горах, в пустынях Каракума, Кызылкума, в Сахаре, в Белой пустыне. Мне очень нравится путешествовать, предпочитаю именно походы. Часто мне помогало карате. Особенно в плане обходиться без воды. А в горах карате помогало в плане физической подготовки – преодолевать различные препятствия.
Вообще мне нравится заставлять что-то крутиться, шевелиться, двигаться. Изобретать люблю.
Есть ли что-то, что вы бы хотели ещё изучить, исследовать или даже добиться в чем-то мастерства?
Ну, я не знаю, что такое мастерство. Но я всегда чего-то хочу. Я исследую свое карате. И скорее всего, всегда буду его исследовать. На примере ката и кихона.
Когда ты обучался этому много лет и обучался с самого начала – это была одна азбука. Это похоже на каллиграфию. У каждого свой почерк. Я стараюсь делать свой почерк индивидуальным, и так проявляется мое личное мастерство. Например, ката можно изучать всю жизнь, пока дышишь. Причем не головой, но ощущениями. А бой, если, не дай бог, он будет – покажет, что ты изучил. И ката, и кихон дадут о себе знать. Будешь отрабатывать не ради оценки, не ради того, чтобы понравиться зрителям, а чтобы понравиться самому себе.
Сейчас ката – это сплошные копии, как под копирку. Судьи выбирают – кто не пошатнулся, например. А как выбирать, если все одинаковые? И плевать, что нет блока, нет удара. Ката и кихон должны быть индивидуальными. А индивидуальными они могут быть только тогда, когда этому посвящаешь всю жизнь. И тогда они будут меняться с каждым годом. У спортсменов же – нет.
Посмотрите на мастеров – Яхара, Кагава и др. - им никогда не стать чемпионами, их ката корявые и некрасивые. Но зато жизненные и боевые. Я тоже хочу добиться такого мастерства.
Какими качествами должен обладать тренер или наставник в боевых искусствах?
Тренер и наставник должен обладать тем, чему учит сам. Например, если он говорит, что надо быть сильным, то он должен быть сильным. То есть он должен быть для учеников идеалом. Это когда не учишься у сенсея, а стремишься стать таким же, как он. Он для тебя кумир, наставник. И ты идешь за ним не потому, что должен, а потому что ты хочешь быть таким, как он и уметь то, что умеет он. И тогда ты не видишь минусов у сенсея. Потому что твои глаза, возможно, открыты только на все хорошее.
Какими качествами стоит обладать ученику в боевых искусствах?
Доброта, спокойствие, миролюбие, трудолюбие. И в последнюю очередь – сила, выносливость, боевой дух и т.д. И только если его ввести в гнев, тогда он должен быть яростным, как тигр.
И напоследок.
Какое напутствие или пожелание можете дать коллегам, братьям и сёстрам в мире Карате и в целом в мире боевых искусств?
Соображать своей головой. Не быть тупым и бездушным. Которому сказали, вон, видишь – мастер, крутой, чемпион. Делай, как он. И ты будешь тоже крутой. И ты идешь и делаешь.
Не сенсей выбирает ученика, а ученик выбирает сенсея. Если ученик выбрал сенсея, значит, он для него практически идеал. И мое пожелание – найти каждому своего сенсея и следовать за ним до конца.
Создавать свое боевое искусство, ориентируясь на себя.. А сейчас все всё копируют. Если кто-то стал чемпионом со своим ударом, понравился судьям, значит, и я выйду с таким же ударом. Не учитывая, что у него, к примеру, руки длинные, а у тебя – короткие. И как бы ты ни старался, ничего у тебя не выйдет с этим ударом. Всё индивидуально. Надо искать свое и развиваться в этом. А с сенсеем спорить не нужно. Но можно и нужно спрашивать – для чего это, почему так? Нормальный сенсей ответит и объяснит. Или не объяснит, а скажет – делай. А сделав миллион раз, поймешь, почему именно так. И ты делаешь и со временем понимаешь.
А напоследок небольшие изречения.
«При атаке в бою будь легок, как ветер. Спокоен, как лес. Стремителен, как ветер. А победив, могуч и великодушен, как гора».
«Человек, не одаренный физически, может развить сильный дух, компенсирующий недостаток силы или скорости».
«Сделай себя пустым. Опустоши свой разум».
«Научись в первую очередь побеждать себя».
«Никто не сможет достичь совершенства в карате-до до тех пор, пока не осознает, что карате-до – это и есть вера в жизненный путь».
«Только единство духа и тела может творить чудеса».
«Каждый в карате находит то, что ищет».
Всем удачи!
Спасибо Николаю за эту беседу!
Удивительный человек, один из немногих, кого по-настоящему можно назвать "Фанат карате"!
Мне кажется, таких фанатов становится всё меньше... Не берусь судить, хорошо это или плохо, но для меня страсть и преданность, которая пылает в сердце Николая к своему искусству, не может не вызывать уважения!
А впереди у нас новые интервью с интересными людьми из мира боевых искусств.
До новых встреч, друзья!