Найти в Дзене

Параллельные миры.

Не так давно под понятием “вселенная” понималось “всесуществующие ”- т.е. всё, что есть в этом мире и за его пределами. Имелось в виду, что вселенная может быть только одна, иначе сам термин выглядел бы противоречащим здравому смыслу. Однако по мере развития астрофизики, значение слова “вселенная” стало определяться в зависимости от контекста. Иногда “ вселенной” именовали действительно весь обозримый и предполагаемый мир, а иногда имели в ввиду только ту часть, до которой как-то можно добраться.

Постепенно поистине многогранное понятие открыло путь другим знаниям, имеющим более широкие представления о Вселенной. Параллельные миры, параллельные вселенные, множественные миры, альтернативные вселенные, либо метаверс, мегаверс, мультиверс, мультивселенные и т. д. Все они были синонимами в ряду тех слов, с помощью которых люди стремились охватить весь огромный масштаб возможных вселенных.

На самом деле важный вопрос, на который когда-нибудь наверняка появится точный ответ, звучит так: существуют ли области космического пространства, которые противоречат устоявшимся взглядам? Можно ли предположить, что наша Вселенная - составная часть огромной и непостижимой реальности? Вопрос, с одной стороны, весьма актуальный, с другой стороны - его постановка не нова, о чём свидетельствует история.

Идея множественности миров существовала ещё со времён Древней Греции, и связана она была с атомизмом Демокрита, Метродора Хиоского, Эпикура. Демокрит полагал, что в пустоте есть разные миры: очень похожие на наш, почти тождественные нашему, и кардинально отличные от нашего. Возможность сосуществования разных миров выводилась из древнегреческого принципа изономии, т.е. равновероятности.

Более поздний мыслитель Джордано Бруно так же был убеждён в том, что помимо нашего существуют другие обитаемые миры. Как известно, он стал жертвой инквизиции, поскольку его представления в корне противоречили картине мира, которая в те времена была общепринятой. Сегодня учёных больше не сжигают на кострах за подобные мысли; тем не менее, идеи относительно существования параллельных вселенных будоражат учёных точно так же, как и в древние времена.

Впервые теорию о многомерности миров выдвинул в 50-х годах прошлого века Хью Эверетт. Он предположил, что ежедневно Вселенная расщепляется на большее количество вселенных, каждая из которых также расщепляется. В итоге появляется огромное количество миров, в которых существует человек. Спустя три десятилетия была выдвинута новая теория, автором которой стал Андрей Линде. Он создал модель, в которой новые вселенные рождаются непрерывно. В 1990-х появилась ещё одна теория миров- теория Мартина Риса. Согласно ей, вероятность зарождения жизни в вселенной настолько мала, что больше напоминает случайность. Так же случайно рождаются и параллельные миры, которые служат местом для провидения экспериментов по созданию жизни. И наконец, самая новая теория была выдвинута в начале нового века Максом Тегмарком, который был уверен, что разные вселенные отличаются космологическими свойствами и местоположением, но не физическими законами.

Как видим, вопрос о том, существуют ли параллельные миры, вызывают бесконечные споры особенно среди профессионалов, занимающихся проблемами космологии. Сам Эйнштейн считал, что с нашим миром существует другой мир, который представляет собой зеркальное отображение нашей реальности. Другие ученые полагают, что загадка альтернативной реальности кроется в существовании пятого измерения. Другими словами, кроме временного измерения и трёх пространственных существуют и ещё одно, открыв которое человечество получит возможность совершать путешествия между параллельными мирами.

Современная физика, уже всерьёз, настроена признать множественность миров. Например, возможность их сосуществования американский физик Л. Сасскинд в 2003 году сформулировал как проблему теории суперструн, т.е. искажений в пространстве и времени. По своим размерам эти космические струны могут быть значительно больше Вселенной, но по толщине - не превышать размеров ядра атома. Практического подтверждения теория пока не нашла. Поэтому, сегодня, физикам приходится довольствоваться построением моделей других миров.

Наука
7 млн интересуются