Как пленники из русских создавали бухарского войско.
В 1858 году граф Игнатьев посетил эмира бухарского Музаффара. Основной целью его миссии было создать враждебный союз против хивинского ханства и добиться привилегий для российских купцов. А попутно вывести русских невольников из Бухары. К этой задаче граф отнесся очень разборчиво (об этом в конце статьи). Все полученные в Бухаре невольники были опрошены и благодаря этому стали известны подробности создания регулярного бухарского войска при эмире Насрулле.
Нужно понимать, что бухарский эмират был феодальным государством. Основу войска составляли племенные ополчения и войска подвластных беков. Которые в любой момент могли принять участие в бунте или переметнуться на сторону другого претендента на власть. Не только в Бухаре правители пытались опереться на войско, никак не связанное с подвластным населением - и поэтому вынужденное бороться за своего повелителя до конца. На ум приходит самый известный пример - египетские мамелюки, нечто вроде гвардии, формируемое из рабов - и которые со временем стали решать судьбы Египта.
У истоков создания войска стоял военный министр Бухары Наиб Абдул-Самет-хан. У бухарцев было выкуплено 18-20 русских пленников. За несколько месяцев к ним было добавлено около тысячи невольников-иранцев, по большей части сбежавших от своих хозяев и доставшихся эмиру бесплатно. Из этих невольников по европейскому образцу и было создано войско сарбазов примерно в 800 человек и "топчи"-артиллеристы с численностью около 250 человек.
Образовавшееся войско формировали на азиатский манер - к северу от Бухары для них построили домики, а самих сарбазов переженили на бухарках. При этом сарбазы получали довольно щедрое жалование, казенное обмундирование и могли сами заниматься ремеслами или другими подработками.
По плану сарбазы должны были быть вооружены огнестрельным оружием, но выполнялось это с трудом: в первой половине 19-го века бухарские мастера еще не умели делать огнестрельного оружия и его приходилось добывать в других странах, в т.ч. контрабандно завозить из Российской империи.
Хотя сарбазы и должны были в первую очередь охранять дворцы эмира, они принимали участие в военных походах эмира Насруллы. В основном роль сарбазов сводилась к прикрытию артиллерии, но случалось им и ходить на штурм укреплений.
Наряду с огнестрельным оружием и униформой в войске сарбазов и топчи применялось еще одно европейское новшество, военную музыку. В войско входило 14 барабанщиков, 14 флейтистов, горнисты. У топчи-артиллеристов было еще шесть трубачей. Управлял музыкантами военный капельмейстер в звании сотника, а первыми учителями был русские пленники Исмаил и Трофим.
Создание войска, вооруженного огнестрельным оружием, позволило эмиру Насрулле осуществлять успешные походы на Коканд, Шахрисябз и даже Афганистан.
Как уже упоминалось, войско сарбазов и топчи было составлено по большей части из беглых рабов. Русские невольники и вовсе были по большей части дезертирами, бежавшие из русской армии и беглыми казаками. Соответственно, дисциплина в войске сарбазов была очень невысока - когда в 1842 году войска эмира Насруллы взяли Коканд сарбазы первыми ворвались во дворец Мухаммед-Али-Хана и принялись за грабеж; дружину Музаффар-хана, будущего эмира Бухары, явившуюся следом, сарбазы приняли в штыки и выгнали из дворца.
И, к слову, о дезертирах. В 1858 году русский дипломат граф Игнатьев получил в Бухаре одиннадцать русских "невольников", из них восемь сарбазов. Двоих сарбазов, Петра Колобова и Степана (фамилию он сообщить отказался) в лагерь посольства пришлось доставлять под конвоем, поскольку они не желали возвращаться в Россию, вероятно из опасения ответственности за совершенные в России преступления.
В 1855 году все сарбазы и топчи были освобождены из рабства после успешного завоевания Шахрисябзского бекства. Но это ничего не изменило в их судьбе, поскольку от военной службы они освобождены не были.
В дальнейшем войско сарбазов пополнялось не только из рабов и дезертиров, в него стали принимать бедняков и даже осужденных преступников, но это немного другая история, о которой может быть еще будет рассказано на этом канале.
Использованная литература:
Троицкая А.Л. Военное дело в Бухаре Военное дело в Бухаре в первой половине XIX в. (По материалам Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) // Труды института истории, археологии и этнографии АН Тадж.ССР, Том 17, Сталинабад, 1953, стр. 211-217.
Миссия в Хиву и Бухару в 1858 году флигель-адъютанта, полковника Н. Игнатьева. // Санкт-Петербург, Гос. тип., 1897.