«Сначала отворачиваешься от совести, предпочитая не замечать собственное лицемерие.
Потом делаешь первый шаг в сторону...
А дальше ноги сами понесут быстрее». (А-Рина Ра)
Сразу оговорюсь, задача этого поста рассказать, как было на самом деле, а не обидеть кого-то или вызвать волну негодования.
В медицинский институт я поступила в 2003 году и проучилась там 6 лет плюс год интернатуры. Город и настоящих имен называть не буду.
Сначала в нашей группе было 12 человек, потом группы расформировывали, один отчислился, и нас осталось 8.
Кто бы что ни говорил, а взятки распространены не были, точнее, нужно было очень постараться, чтобы умудриться их дать. Здесь значение имели не деньги, а, скорее, связи. Поэтому, даже троечники учили и пересдавали, и снова, и снова… Было несколько «немедицинских» предметов: философия, история, психология, за которые, в принципе, можно было заплатить, если очень хотелось. Все остальное мы, «простые смертные», сдавали самостоятельно.
На лекциях (за редким исключением) нужно было присутствовать – постоянно велась перекличка. Что ты там делаешь, на галерке или впереди, значение не имело, тетради не проверяли, и для дальнейшей учебы они были бесполезны. Ибо невозможно в 1,5 часа уместить те гигантские объемы информации, которые нужно было влить в свой мозг перед практическим занятием.
Первые три курса вспоминаю с содроганием. Практику нельзя было пропускать ни по какой причине, в любом случае – отработка. На ней, кстати, почти всегда спрашивали, причем каждого, и ставили оценки. На экзамены допускались только студенты без пропусков и со всеми отработками. А перед экзаменами были тесты на компьютере (не всегда, но зачастую), по хирургии, например, в учебнике было более тысячи тестов и в каждом от одного до шести правильных ответов!
Но пока мы, «обычные студенты», кропотливо вкалывали, были и те, кто учился по блату. Благо, их оказалось всего двое.
Первая Аня – назовем ее так, ходила на занятия и лекции, записывала их, пыталась что-то отвечать, но, по большей части, тянула лишь на ноль. Просто она ничего не учила, развлекалась и жила в свое удовольствие. Но она не вызывала какого-то негатива или зависти, то есть, все видели, что Аня ничего не знает, ей ставили двойки, потом она их отрабатывала, потом проваливала тесты, экзамены, потом пересдавала их… У матери была сеть аптек, она находила лазейки, платила кому надо и те «протягивали» дочь дальше. После окончания учебы Аня ушла в косметологию и открыла свою клинику.
Второй – Костя. Этот был не ноль, его уровень знаний уходил далеко… в минус! То есть, к примеру, из школьной программы по биологии ученик узнает, что в сердце человека четыре камеры, то он даже этого не знал. На лекциях играл «в змейку» на телефоне или другие подобные вещи. На практике просто отсиживал штаны. Его не спрашивали, словно и не было с нами Кости. За него договаривались, и преподаватели просто «не замечали» парня. Отец Кости был священником, а мать – заведующая в какой-то больнице. Два раза в год по две недели Костя не удостаивал нас своим присутствием – они с семьей летали за границу на море. Возвращался загоревший и довольный.
Некоторые принципиальные преподаватели (таких за шесть лет оказалось всего несколько) «валили» его на практике, ставили двойки и говорили, что экзамены он не сдаст. Но он непременно сдавал – если не ставил сам преподаватель, то ставил заведующий кафедрой. Как-то наш физиолог попросил Костю назвать гормон роста, ему шепнули: «Соматотропин», но тот не расслышал и ответил: «СО2» (углекислый газ). После такого конфуза в ответ на любые вопросы Костя вставал и тупо молчал.
Но если к блату Ани было какое-то безразличие, то блат Кости зачастую выбешивал. Ведь он сдавал с первой попытки и тесты, и экзамены…
Про тесты я так и не поняла: то ли на уровне программы в компьютере это делалось, то ли лаборант, переписывая баллы с экрана после окончания тестирования писал другую цифру. А вот, как он отвечает на экзаменах, мы поняли очень скоро. Ведь там все на виду было, «типа» открыто и честно. Заходишь в зал и вытягиваешь билет. Они лежали на парте перемешанные и не повторялись. Потом садишься, готовишься (пишешь кратко ответы на листочке), затем тебя вызывает один из трех экзаменаторов. Кто что отвечает, хорошо слышно. И, удивительно, но наш Костя отвечал! Во всяком случае, читал ответ с листочка… Но как? Ведь подсунуть ему билет не реально, пометить его невозможно - Костя же не всегда первый заходил и «его» билет мог бы вытянуть кто угодно. Вот как ему это удавалось?
Оказалось, все просто, хоть плачь. Он вытягивал любой билет, но отвечал «нужному» экзаменатору лишь «свой», единственный заранее подготовленный. Заранее подготавливал его он также просто – перед экзаменами с книжки ответ на листок переписывал, а потом доставал его.
Костя говорил, что ему нужен просто диплом о высшем образовании, что он, мол, в медицину не собирается… пойдет в программисты. Ну какой из него программист? Он был просто аморфным созданием без каких-либо зачатков ума…
И, как вы думаете, куда он делся? Я вот, честно, полагала, что он просто будет сидеть у родителей на шее. Но нет. Созванивалась недавно с подружкой, она со многими нашими девчонками общается после окончания института. Зашел разговор, кто где работает, и оказалось… Наш-то Костя теперь заведующий! Да не абы где, а в детской хирургии… Бойтесь теперь люди за своих детей, не дай Бог к такому «врачу» попасть. Остается надеяться, что он просто «дань» собирает, а не оперирует сам. Но что-то подсказывает, что оперирует.
А что касается его отца-священника… С виду человек в вере, перед едой крестятся-молятся, а сам Костя никогда мимо псевдонищих в переходах не проходил, всегда наскребал и подавал мелочь. Не матерился, не пил, не курил, «по бабам» не шлялся… И вот такая двуличность отца – как объяснить? Он не осознает, что сын будет калечить чужих детей? Скорее всего, он чем-то себе это все оправдывает. Как и те преподы, которые ставили ему зачеты, экзамены и думали, что Костя не будет в медицине работать… Как и тот, кто взял его на место заведующего по знакомству…
Зачем я это все рассказала? Алгоритм Дзена велит делать так, чтобы люди всячески возмущались, оставляли комментарии, по максимуму вовлекая в статью свое внимание, и тогда он будет «проталкивать» ее дальше. Но я считаю, что размахивание руками, споры и вываливание "аргументов" здесь бессмысленно. Эмоции вспыхнут, покрутятся и исчезнут… лишь жизнь укоротиться на этот промежуток. Лично мне это не нужно. А вам?
Давайте, пусть лучше каждый заглянет внутрь: а в чем двуличность может проявляться в нем самом? Если не в поведении, то в мыслях… и попытается это исправить. Ведь если мы сами изменимся, то и мир вокруг также преобразится.
Рада приветствовать на канале реальных историй-притч, с которыми легко и время скоротать, и житейской мудрости поднабраться. Я стараюсь не "выводить на эмоции", а писать со смыслом. Если нравится такой формат, то, пожалуйста, поставьте лайк.
Всем добра!