«Жалость — самый бесполезный предмет на свете, — сказал я раздраженно. — Она — обратная сторона злорадства, да будет вам известно». Эрих Мария Ремарк, «Три товарища».
Вот уже несколько дней специалисты фигурного катания, спортсмены, журналисты, прочая околоспортивная публика обсуждают переход Алёны Косторной из школы Этари Тутберидзе в академию Евгения Плющенко.
Естественно, позиции полярные. Кто-то осуждает спортсменку, «предавшую» тренера, кто-то вспоминает о регламенте подобных переходов, который, оказывается, существует, но на который всем в общем плевать.
А кто-то катит бочку на человека, «создавшего» Косторную в том виде, в каком её рады были видеть у Плющенко — на Этери Тутберидзе. Попался даже такой заголовок: «Не надо жалеть Тутберидзе!» И дальше — 12 абзацев, обосновывающих, почему не надо жалеть одного из лучших тренеров страны. Пожалуй, этого даже много, чтобы рассказать о несносном характере, жутких методах и «культе личности» Этери Георгиевны.
Есть большое желание продолжить мысль автора и призвать общественность не жалеть никого. В самом деле, кого и за что жалеть? Тутберидзе за то, что её оставила очередная воспитанница? Но пора привыкнуть к тому, что дети, вырастая, покидают родителей. Ссылки в верности один раз избранному наставнику — от лукавого. Это, скорее, исключение, чем правило. И, кстати, одним из самых верных «сыновей» был тот самый Плющенко, которого сейчас многие считают «злым гением» и «соблазнителем» юных фигуристок. Его, конечно, тоже можно пожалеть — он, похоже не очень понимает пока, что ему делать с тем богатством, что ему привалило. А ну, как не пойдёт у заманенных обещаниями звёздочек, и федерация навесит собак за провал на первом же турнире? Только ведь никто ничего ещё не знает. Так зачем жалеть заранее, впрок, так сказать?
Жалеть самих девчонок совсем глупо — они-то сейчас в полной эйфории от перемен своей участи и ожидания нового счастья, которое должно быть в их представлении точно не меньше того, что уже было. А ведь оно было!
У восьми фигуристок, которые на сегодняшний день покинули «Хрустальный», судьбы складываются по-разному. Но ни одна из них не может сказать, что не заслужила того, что с ней произошло. Даже, если пришлось завершить спортивную карьеру, как Липницкой или Шелепень. И уж тем более грех жаловаться на судьбу такому борцу с собой и обстоятельствами, как Евгения Медведева!
Мне кажется, страсти улягутся, пройдёт время, и все участники этой истории получат то, что заслужили. Тутберидзе — новых учеников и, возможно, новые разочарования. Но и радости от успехов своих девочек и мальчиков тоже! Плющенко — новый опыт и мудрость от примирения с самим собой, даже, если окажется, что большого тренера из него не выйдет. У каждой из спортсменок — тоже будут свои взлёты и падения — в зависимости от меры таланта, труда и везения. Кому-то, вполне может быть, даже захочется вернуться обратно...
Жизнь всё расставит по местам, всем воздаст по заслугам. Остаётся только надеяться на то, что будет возможность проявить эти заслуге в том главном деле, которому все персонажи нашей бесконечной истории посвятили свою жизнь — в фигурном катании. Которое, конечно, состоит из труда на тренировках и околоспортивного хайпа, как сейчас. Но всё-таки ещё и в первую очередь — из соревнований, на которых каждый и каждая имеют возможность доказать, чего они стоят.
Поэтому хочется пожелать всем девочкам и мальчикам Тутберидзе ли, Плющенко ли, всех прочих наставников — поскорее выйти на соревновательный лёд. Дай Бог, для кого-то он станет чемпионским.