Значение средств воздушного нападения после Второй мировой войны уже никому не было нужны разъяснять, морские державы приступили к разработке и реализации собственных концепций по защите морских баз и соединений кораблей от внезапного нападения противника. Первым делом взялись за совершенствование средств радиолокационного обнаружения воздушных целей и оснащение их боевых кораблей, а также береговых объектов. Примерно по такому пути пошел и советский флот.
Учитывая наличие большой береговой линии для наращивания глубины обнаружения воздушных средств нападения противника, ограничивавшихся дальностью береговых РЛС ПВО, в морских секторах (на подходах к пунктам базирования кораблей) и для наведения авиации ПВО в СССР, так же как и в США, были созданы корабли воздушного наблюдения (корабли радиолокационного дозора – по классификации ВМС США), используемые в качестве маневренных радиотехнических постов. Отметим, что США получили большой опыт использования подобных постов в последние месяцы войны на Тихом океане при штурме Окинавы. В тот период на этих постах дежурили эскадренные миноносцы типа «Флетчер», которые обеспечивали наблюдение за подходами к острову и своевременно оповещали десантные силы о налетах японской авиации и камикадзе. Сразу отметим, что с одной стороны «Флетчеры» справились со своей задачей, однако понесли довольно серьезные потери: в ходе битвы за Окинаву американский флот потерял 13 эсминцев, в том числе 11 «флетчеров» причем, большинство из них несли именно радиолокационный дозор. Как не странно, но удары камикадзе пришлись именно на эти «одиночные» эсминцы, которые несли службу при поддержке десантных барж ПВО. Такая ситуация давала информацию для размышления о том, насколько живучи могли быть эти «радиотехнические посты» на море.
В послевоенное время эта информация была проанализирована и реализована в специализированных кораблях воздушного наблюдения. Информация о воздушной обстановке, полученная кораблями воздушного наблюдения (КВН), передавалась по радиотелеграфным каналам связи на командные пункты радиотехнических войск ПВО страны. Тем самым прикрытие объектов и самих КВН ложилась на силы флота и ПВО страны как таковой.
Одни из первых КВН были оборудованы на базе тральщиков проекта 254, и в зависимости от оборудования эти корабли получили обозначение пр.256 и пр.258. Опыт применения базовых КВН проектов 256 и 258 показал их практическую ценность, особенно для обнаружения воздушных целей на средних и малых высотах.
Наибольшую дальность обнаружения на этих высотах обеспечивали КВН пр.258, оснащенные двухкоординатной РЛС воздушного наблюдения МР-200 «Кактус» со стабилизированным антенным постом и устройством селекции подвижных целей. Дальность обнаружения самолета, летящего на высоте 200 м, составляла около 70 км.
РЛС воздушного наблюдение П-10 (принята на вооружение в 1953 году), устанавливавшаяся на базовых КВН пр.256, имела как положительные свойства (простота конструкции, устойчивость работы), так и недостатки, характерные для наземных РЛС, устанавливаемых на кораблях: зависимость дальности обнаружения, устойчивости наблюдений и точности определения высоты цели от состояния моря (так как антенны не стабилизированы); наличие провалов в характеристике излучения при установке корабельных станций на высоте, отличающейся от стандартной. Дальности обнаружения самолетов на высотах 200, 500, 1000 м для РЛС П-10 были соответственно равны 25, 35 и 50 км.
Для наведения авиации на КВН пр.256 одна РЛС П-10 использовалась для наблюдения за воздушной обстановкой, а вторая – для наведения авиации. На КВН пр.258, где имелась всего одна РЛС воздушного обнаружения, возможности наведения авиации были снижены.
Во время состязаний КВН на СФ в октябре 1960 года были выявлены возможности МР-200 «Кактус» по обнаружению целей, летящих на высотах от 100 до 10000 м. В соревнованиях участвовали КВН-16, КВН-20 и другие. Победил КВН-16, который и получил приз. Экипаж КВН-16 с помощью РЛС П-10 обнаружил ракетоносец Ту-16, летящий на высоте 1000 м, на дальности около 70 км, что на 20 км превышало формулярные возможности этой станции.
Всего, по имеющимся данным, по проекту 256 было оборудовано шесть кораблей проекта 254: КВН-9, 10, 12, 13, 14, 17. Эти корабли несли штатные 2х2 37-мм автомата В-11М, 4х2- 12,7-мм пулемета 2М-1, развивали скорость 14,5 уз, имели дальность плавания 1800 миль (14 уз). Для экипажа 87 чел (11 офицеров) обеспечивалась автономность - 10 сут. Основу радиотехнического вооружения составили 2 РЛС воздушного обнаружения П-10 и РЛС общего обнаружения «Линь», в ходе эксплуатации на многих установлены НРЛС «Дон», станция РТР «Бизань-4».
По проекту было оборудовано 14 единиц (КВН-1 (Т-482), КВН-2 (Т-483), КВН-3 (Т-496), КВН-5 (Т-80), КВН-6 (Т-420), КВН-15 (Т-510), КВН-16 (Т-511), КВН-19 (Т-422), КВН-20 (Т-431), КВН-22 (Т-821), КВН-24 (Т-417), КВН-25 (Т-82), КВН-27 (Т-820), КВН-35 (Т-812). При водоизмещении 500/594 т, размерении 58х8,5х2,2 м, корабли несли штатные 2х2-37-мм автомата В-11М (3200 выстрелов), 1х2-25 мм автомат 2М-3М (1610 выстрелов), 2 БМБ-2. Могли развивать скорость-14,5 уз, дальность плавания - 1800 миль (14 уз). Для экипажа 87 чел (11 офицеров) обеспечивалась автономность - 10 сут.
Основу радиотехнического вооружения составляла РЛС воздушного обнаружения МР-200 «Кактус» (на некоторых РЛС общего обнаружения МР-500 «Кливер»), «Линь». В ходе эксплуатации на многих установлены НРЛС «Дон», станция РТР «Бизань-4». На 1 единице установлены 2 ПУ помех вертолетного типа. На КВН-3 в 1985, КВН-35 РЛС воздушного обнаружения МР-200 «Кактус» заменена РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка».
Еще один пример того, что флоту нужны не только крупные боевые корабли....