Найти в Дзене
Ника и музеи

Айвазовский: художник, в котором бушевало море

Иван Айвазовский, без преувеличения, великий русский художник. До сегодняшнего дня еще никому не удалось написать морскую стихию настолько чарующе, характерно и натуралистично.

Айвазовский прошел путь от мальчишки, рисующего углем на стенах домов до самого успешного и почитаемого художника своего времени. Был членом всех возможных академий художеств, написал более 6 000 работ и устроил 125 персональных выставки по всему миру.

Девятый вал, 1850 год
Девятый вал, 1850 год

Настоящее имя художника Ованнес Айвазян (на польский манер Гайвазовский). Его предки бежали от турецкого геноцида армян сначала в Польшу, а потом в Крым. Там в Крыму, в городе Феодосия в 1817 году и родился Ованнес (Иван).

Талант к рисованию проснулся рано: уже в 5 лет маленький Иван предпринимал первые попытки рисования, не имея при этом ни карандашей, ни бумаги, в качестве холста и красок использовал уголь и стены домов. Первым на талант мальчика заметил местный архитектор и обратил внимание градоначальника. Увидев "настенный рисунок" изображающий солдата в полной амуниции Александр Казначеев захотел познакомиться с автором.

Буря, 1872 год
Буря, 1872 год

В этот день звезды сошлись. Казначеев был настолько впечатлен талантом мальчика, что взял его под свою опеку, определил в гимназию, а позже помог с поступлением за казенный счет в Императорскую Академию Художеств.

Талант Айвазовского невозможно было не заметить, и уже в 18 лет он получил серебряную медаль академии. Хотя, надо сказать, такой быстрый взлет чуть не обернулся настолько же стремительным падением. И сейчас расскажу почему.

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 год
Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 год

На тот момент в России был чрезвычайно известен и популярен французский художник-маринист Филипп Таннер. Айвазовского, как крайне талантливого студента, отправили к нему в ученики. Однажды, находясь в гостях у самого президента академии художеств Оленина, Айвазовский написал там пару работ. Увидев картины Оленин решил, что они обязательно должны быть выставлены на академической выставке 1836 года.

Вид на крутой скалистый берег и бурное море на закате, 1883 год
Вид на крутой скалистый берег и бурное море на закате, 1883 год

Работы произвели фурор, более того, в некоторых рецензиях картины Айвазовского сравнивались с полотнами Таннера. Не в пользу последнего, что страшно его разозлило. Таннер потребовал убрать работы и даже подключил к этому императора Николая I. Картины сняли, Айвазовского чуть было не отчислили из академии, но многие заступились за молодого художника, включая учителя рисования царских дочерей, что смягчило гнев императора. Ивана перевели из пейзажного класса в класс батальной живописи того самого учителя рисования Александра Зауервейда.

Уже вскоре он был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу. И тут пришло время рассказать почему Айвазовский не писал с натуры.

Шторм на Черном море, 1893 год
Шторм на Черном море, 1893 год

Во время его путешествия по Европе самой актуальной и почитаемой считалась работа с натуры. Три недели в Сорренто Айвазовский методично следовал этим призывам, обследуя местные пляжи и рисуя с натуры. Там же, он написал две работы в мастерской по памяти. Каково же было его удивление, когда на выставке его работ зрители равнодушно проходили мимо написанных с натуры картин и надолго замирали завороженные у тех двух, написанных по памяти. В этот момент он окончательно удостоверился, что писать стихию с натуры просто невозможно, и больше никогда к этому не возвращался. Художник всегда носил с собой блокнот, в котором делал небольшие зарисовки сюжетов картин, но сами полотна писал исключительно в мастерской.

Чесменский бой, 1848 год
Чесменский бой, 1848 год

Успех встречал его везде, и даже великий маринист Уильям
Тёрнер очень высоко оценил его талант. К художнику выстраивались очереди из желающих приобрести его работы, а в художественных лавках после его визитов в город появлялись сотни работ "под Айвазовского".

1844 году он возвращается в Россию: известен, богат и молод (ему 27 лет). Тогда же он был назначен официальным художником морского флота. Он был любимцем императора, знаком со всей элитой Петербурга, вращался в творческих кругах, но жизнь в Петербурге тяготила его. Его сердце рвалось к морю.

Вид Константинополя и Босфора, 1856 год
Вид Константинополя и Босфора, 1856 год

Внезапно для всех он решает вернуться в родную Феодосию. И буквально становится крестным отцом как для города, так и для горожан. Он способствовал тому, чтобы именно в Феодосии, а не Севастополе появился порт, была проложена железная дорога. Устроил театр, художественную школу, музей древностей. И даже абсолютно безвозмездно делится с жителями засушливого региона 50 тысячами ведер воды ежедневно из своего собственного пресноводного источника.

Спасающиеся от кораблекрушения, Athos, Греция, 1885 год
Спасающиеся от кораблекрушения, Athos, Греция, 1885 год

Айвазовский был дважды женат и имел 4 дочерей. После получения статуса потомственного дворянина он просил у императора разрешения усыновить одного из своих внуков, чтобы передать ему свой титул и имущество. Разрешения он так и не дождался.

Иван Айвазовский умер на 82 году жизни от сердечного приступа во сне в своем имении в Феодосии.

Он прожил яркую жизнь настоящего гения. Был признан, любим, а "волна Айвазовского" вошла в историю искусства как имя нарицательное.

Море. Коктебель, 1853 год
Море. Коктебель, 1853 год

Он написал больше 6 000 картин и далеко не все из них атрибутированы и известны широкой публике. Я слышала такое мнение, что в 70-80 годы в каждой "приличной семье Петербурга" обязательно был свой маленький Айвазовский (речь идет о картинах маленького формата). Не знаю насколько это правда, но вполне может быть. Вы слышали что-то об этом? Напишите в комментариях.

Когда я впервые увидела картины Айвазовского в Третьяковке я была поражена. Поражена тем, каким талантом необходимо обладать, чтобы так точно и при этом разнообразно писать воду. В моей голове постоянно звучало "Да-да, вот именно такую воду я видела на Черном море, а вот такую в Греции, а такую...еще где-то. Такой цвет не может поймать современный фотоаппарат, а он кистью и красками сделал это 120 лет назад!".

Американские суда у скалы Гибралтара, 1873 год
Американские суда у скалы Гибралтара, 1873 год

А неделю назад я была в центре дизайна Артплей, где сейчас идет мультимедийная выставка Я-Айвазовский, где на 7 огромных экранах показывают картины, а истории из жизни художника от первого лица рассказывает Сергей Гармаш. Мне формат понравился очень! Рекомендую посетить!

Неаполитанский залив, 1841 год
Неаполитанский залив, 1841 год

А еще я задумала завтра написать статью о 10 фактах из жизни Айвазовского, о которых мало кто знает! Так что следите за обновлениями!

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Для меня это очень важно!

А тем, кто хочет узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать, чтобы подписаться)

Ставьте 👍👍 и до новых встреч!