Иногда в соц. сетях я встречаю утверждения в духе: "А вот моему ребёнку в 2,5 года поставили моторную алалию. Мы позанимались полгода/год и сейчас всё хорошо."
Ну что сказать? Не только РАС гипердиагностируют. При нарушениях речи это тоже не редкость. В частности нередко путают затянувшуюся ЗРР и алалию. В этом материале я как раз хочу разобрать их ключевые отличия.
Несмотря на то, что алалия редко когда бывает изолированная и чаще всего имеет сочетанную форму, в статье я беру случай именно чистой моторной алалии - то есть, когда ребёнок хорошо понимает обращённую речь, но упорно молчит. Почему? Потому, что вариант с сенсорным компонентом легко отличить от ЗРР из-за нарушения понимания обращённой речи.
Что такое ЗРР?
ЗРР (задержка развития речи) ставится ребёнку, когда он хорошо понимает обращённую речь, не имеет проблем с интеллектом, артикуляцией, эмоционально-волевым развитием, имеет сохранный слух, но при этом развитие его активной речи отстаёт от принятых возрастных норм.
Как правило, заключение "ЗРР" не считается таким уж патологическим. Однако это однозначно повод обратить более пристальное внимание на речевое развитие малыша, начать заниматься с ним, больше разговаривать и, если задержка довольно значительная, подключить логопеда.
Считается, что ЗРР правомерно выставлять до 3 лет. Однако бывают случаи "отложенного старта" и после этого возраста.
Среди причин ЗРР называются:
🚩 Биологические факторы - частые болезни матери в период беременности, гипоксия, родовые травмы, иногда генетическая предрасположенность. Всё это может привести к тому, что нейроны в речевых зонах будут зреть несколько медленнее, чем должны;
🚩 Педагогическая запущенность - с ребёнком мало проводят время и общаются взрослые, он регулярно сам по себе;
🚩 Перегрузка гаджетами - сразу скажу, против ТВ, компьютера и телефона я ничего не имею, если они дозируются. На самом деле гаджеты это отличная штука - с их помощью ребёнок может много чего узнавать и развиваться. Но у них есть один большой недостаток - если они занимают большую часть времяпровождения ребёнка, то всё это время он обычно молчит. Соответственно, если нет речевой практики, нет потребности разговаривать, то откуда и речи взяться?
🚩 Гиперопека - понимание "театра жестов", что приводит к невостребованности речи, сюсюканья.
Каков прогноз?
При ЗРР дети позже, но сами овладевают речью. Может потребоваться исправление звукопроизношения. Обязательно посетить по крайней мере, если не занятия, то консультацию у логопеда, так как ЗРР, хотя и не ужас что, но намёк на возможные проблемы с речью в будущем (дисграфия, дислексия, нарушения фонематического слуха и прочие школьные "радости").
А что же такое моторная алалия?
Моторная алалия, к сожалению, нарушение куда более серьёзное. Это тяжёлое расстройство речи, которое вызвано поражением речевых зон мозга при сохранном интеллекте, слухе и артикуляционном аппарате. Причиной, как правило, становятся всё те же банальности: гипоксия, родовые травмы, болезни в период беременности, иногда травмы мозга у младенцев в доречевом периоде и прочие неблагоприятности.
К слову, вопреки распространенному мнению, алалию не всегда видно на МРТ. У моего ребенка как раз такая ситуация. Я спрашивала у врачей с чем это может быть связано - говорят, что причина может быть в недостаточной зрелости коры мозга в речевой зоне, а ещё в том, что повреждения могут быть очень маленькие. И в том, и в другом случае силы МРТ может не хватить, чтобы их показать.
Ключевые отличия моторной алалии от ЗРР
🚩 Сильная устойчивость
Главное отличие алалии от ЗРР в том, что это очень стойкое нарушение, которое не преодолевается ребенком самостоятельно. Увы, тут бесполезны советы в духе: "Говорите больше с ребёнком". С ребенком-то говорить надо, но в данном случае одними разговорами речь не вытащишь. Для качественной коррекции здесь обязательна кропотливая логопедическая работа не менее 5 раз в неделю. Так как позволить себе столько раз посещать логопеда может мало кто, основная работа ложится на плечи родителей.
🚩 Очень позднее начало речи без коррекционной помощи
При усиленных логопедических занятиях речь появляется в среднем в 3,5-4,5 года. Разумеется, бывают варианты, когда она приходит несколько позже - здесь всё зависит от конкретного ребёнка и того, насколько давно и интенсивно с ним ведут работу.
Без коррекционной помощи ребенок с алалией начинает говорить, как правило, не раньше 5 лет в самом лучшем варианте, обычно всё же ближе к 6-7 годам. В тяжелых случаях речь может появится к 11-13 годам. Также, по статистике у 1% детей с нелеченной алалией речь не появляется никогда.
🚩 Сильные речевые дефекты
В отличие от ЗРР, здесь не увидеть картину в духе: "Зато заговорил сразу/почти сразу правильно и предложениями". Начальная речь алалика напрочь дефектна и состоит сначала из одиночных слов, а затем из коротких предложений низкого качества - ребёнка понимают только постоянно общающиеся с ним люди. Только через 1-2 года при помощи занятий удаётся дотянуться до уровня, при котором малыша более-менее начинают понимать остальные окружающие, хотя речь всё ещё остаётся проблемной и аграмматичной.
Особенности речи
🚩 Стойкие аграмматизмы - страдает склонения слов по падежам, числам, но по опыту скажу, что особенную боль вызывают склонения по родам. Часты перлы "КраснЫЙ куртка", "Мама пошёЛ на комнату" и прочее. Связано это с тем, что алалики, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, не понимают и не усваивают нормы грамматики самостоятельно - им приходится заучивать родной язык буквально как иностранный.
🚩 Нарушение слоговой структуры слов - перестановки слогов в слове, замены, потеря или добавление букв или слогов. Некоторые Лёвины перлы для примера:
Фиталетовый - фиолетовый, лисипед - велосипед, оражный - оранжевый, пигнвинг - пингвин, кафета или кансета - конфета, арригрия - аллергия, катета - котлета, йерталёт - вертолёт.
🚩 Трудно запоминаются части речи - в словарном запасе алалика сравнительно много существительных, более-менее обстоит дело с глаголами, с прилагательными и наречиями уже посложнее, а вот предлоги и союзы долго остаются головной болью. Ребёнок их упорно пропускает в предложениях и получаются фразы типа: "Ваза цветами стояла столе".
🚩 Речевой негативизм - ребёнок, как правило, осознаёт, что речь у него дефектна и старается избегать долгих разговоров, рассуждений, заданий на развитие речи, основанных на пересказах. Ответы на вопросы короткие, односложные. При этом НЕвербальный интеллект у алаликов не страдает и такие дети хорошо справляются с различными заданиями, где речь не требуется.
Каков прогноз?
Сильно зависит от конкретного ребёнка, наличия сопутствующих расстройств, начала и плотности коррекционной работы.
Одни дети могут преодолеть дефект, учиться в общеобразовательных учебных заведениях и в принципе особо ничем не выделяться среди сверстников. Другим требуются коррекционные сады и школы. В самых тяжёлых вариантах дети, несмотря на массивную коррекцию, всё равно не смогут полностью избавиться от речевых дефектов и они сопровождают их всю жизнь, пусть и в значительно более легком варианте, чем совсем без коррекции.
Таким образом, если вернутся к утверждению о преодолении алалии за такие сроки как полгода/год, становится понятно, что это совершенно невозможно. Алалия корректируемый, но довольно сложный речевой дефект, который, в отличии от ЗРР, ребёнок полностью никогда не сможет самостоятельно преодолеть. К тому же, нарушения при ней намного серьёзнее и требуют куда больше сил для исправления.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил
Короткая уздечка языка - ещё одна причина, почему ребёнок плохо разговаривает
Как помочь "молчуну" заговорить - простые и доступные домашние занятия