Многие считают, что шорцы на протяжении свей истории занимались исключительно охотой и рыболовством. Спору нет, охотники из них отличные. Но несколько веков назад шорцы славились и как металлурги и кузнецы равных которым нет. Исторические предки современных шорцев – кузнецкие татары – занимались плавкой железной руды и кузнечным делом. Это была самая развитая сфера деятельности аж до конца 18 века. На рубеже 19 плавка металла сошла на нет, а кузнечество под влиянием русских приняло другой характер. Сейчас в тайге и под землей скрываются свидетельства былой металлургической славы. Научные работники Мысковского историко-этнографического музея, КемГУ и музея «Кузнецкая крепость» уже не первый год изучают эту тему, собирая по крупицам информацию из разных источников.
В духовном центре «Эне Таг», в поселке Чувашка прошла первая экспериментальная плавка железа по старинным шорским технологиям. Ровно 285 лет назад шорцы показали, как они плавят железо академической экспедиции, которая была здесь проездом по дороге на Камчатку.
- Интересный факт. В 17 веке местные жители поставляли в Кузнецк в среднем 1,5 тонны железа. - рассказывает заместитель директора музея «Кузнецкая крепость» Юрий Ширин. - Это было очень большое производство. Практически все железо, которое мы сейчас находим во время кузнецких раскопок изготовили шорцы.
Процесс получения железа восстановлен с точностью до деталей по результатам археологических работ на территории Горной Шории. Сама процедура плавки занимает 2,5 часа. Но этому предшествует длительный подготовительный процесс. Для начала сталеплавильщикам необходимо было добыть руду, ее пережечь, растолочь, просеять через решето. Затем запастись древесным углем и изготовить металлургическую печь, кузнечные меха.
Сам процесс плавки тоже очень сложный. У каждого шорца было много своих секретов и техник. Древние металлурги уже на тот момент знали, что из руды различных месторождений получалось железо с различными свойствами - ковкое или хрупкое. Некоторые месторождения руды в Горной Шории содержат много полезных микропримесей. И сразу получалась хорошая легированная сталь.
- Шорцы делали посуду, наконечники для стрел, пластины для доспех, топоры, котлы любых размеров. - отмечает Юрий Викторович. - В этих краях был польский пленный. Когда он возвратился в Польшу, то написал книгу. В этой книге автор рассказывал: если встретишь шорца и дашь ему мешок ячменя, то он скует тебе котел любого размера.
- Мы мечтаем, что мы возродим это ремесло. Ведь это хороший бренд для нашего края. Это интересное занятие, простор для творчества. А если найдется человек, который будет готов работать с металлом в кузнице и получать его таким кричным способом, будет здорово. - с воодушевлением рассказывает Юрий Ширин. - Это место может стать центром притяжения туристов. Сейчас в Европе проходят слеты таких вот «металлургов-реконструкторов». Они собирают десятки тысяч участников. В августе туда приезжали делегации из Якутии из Бурятии. И сюда тоже поедут. А совсем скоро пройдет большой слет в Юго-восточной Азии. Мы как раз повезем туда результаты этого эксперимента.
Шорцы знали где можно найти огнеупорную глину, где обычная глина. Печи хватало не более чем на две плавки. Топливом служил древесный уголь. В нижней части печи, чтобы довести до сварочного состояния выплавляемый метал, температура должна быть выше 1300 градусов. Для получения такой высокой температуры применяли специальные однокамерные меха. Перед началом работы печь сильно протапливали сухими дровами в течение часа. Оставшиеся угли и головешки убирали. Дно печи покрывали слоем угольной пыли.
Руда подсыпается в печь небольшими порциями вместе с древесным углем. Каждая порция прогревается в своем температурном режиме. Затем она опускается на дно готовая, чтобы стать железом.
Юрий Ширин достает из сумки кусок простого теста и, на удивление для всех, начинает замешивать в него руду.
- Это своеобразная дань традициям, но здесь есть и технологическая хитрость. Дело в том, что руда истолченная в порошок легко выдувается мехами, а тесто этому препятствует. Здесь сочетается и одновременно жертва и одновременно технологический прием. Эта первая порция потом будет притягивать к себе то железо, которое будет идти сверху.
Это лишь первая подобная плавка. Здесь же на базе «Эне Таг» в скором времени появиться еще и кузница. Где можно будет из добытого метала ковать различные изделия. Этот большой совместный проект мысковского историко-этнографического музея, КемГУ и музея «Кузнецкая крепость», реализуется при поддержке главы мысковского городского округа Евгения Тимофеева.
Это первые, но уверенные шаги к тому, чтобы превратить духовный центр «Эне Таг» в большую эко-деревню. В планах на территорию центра перенести старинные шорские строения и полностью восстановить быт древних шорцев.