Одним произведениям суждено стать шедеврами, другим уготовано забвение, иные возникают из небытия и обретают славу после смерти автора. Ну а некоторые картины обречены стать мемами.
Так произошло с произведением французского живописца Жана-Леона Жерома, носящим длинное название "Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества" (La Vérité sortant du puits armée de son martinet pour châtier l'humanité). Начиная с 2012 года пользователи Reddit немало повеселились, составляя коллажи и придумывая подходящие подписи к оригинальной картине, а также создавая пародии на нее с использованием кадров из современных фильмов и сериалов.
Судите сами, полотно располагает к осовремениванию. В нем нет ничего от красоты и созерцательности классической живописи, за исключением обнаженного женского тела в центре композиции. Лицо Истины искажено гримасой неподдельного гнева, а поза и фигура лишены гармонии - такова и была задумка автора. Откуда же взялся этот образ?
Жером взял за основу фразу "Истина лежит на дне колодца", приписываемую Демокриту. Самой картине предшествовала еще одна, под названием "Лжецы и лицемеры над убитой и лежащей в яме Истиной". Некоторые искусствоведы полагают (другие столь же рьяно опровергают эту версию), что обе картины были написаны под влиянием резонансного дела Дрейфуса, расколовшего всю Европу. Судебный процесс над офицером французской армии Альфредом Дрейфусом, обвинённым в шпионаже в пользу Германии, длился более 12 лет и вызывал ожесточенные споры в обществе.
До реабилитации Дрейфуса Жан-Леон Жером не дожил совсем немного - он скончался в 1904 году. Его тело обнаружили в спальне, где "Истина, выбирающаяся из колодца" висела в изголовье кровати. По словам Шарля Моро-Вотье, биографа Жерома, художник лежал, протянув руки к изображению, словно прощаясь со своим лучшим творением.
Автор: Мария Аверина