Найти в Дзене

И никакой медстраховки: как лечились во времена трех мушкетеров

Оглавление

Больше всего кошмаров рассказывают про средневековую медицину. Однако и в начале XVII века она была далека от совершенства (если не сказать — чудовищно ужасна). Предлагаю взглянуть на методы лечения времен «Трех мушкетеров» и нежно прижать к груди свой полис медицинского страхования.

Вениамин Смехов в роли Атоса, фильм «Д'Артаньян и три мушкетера». Атос получил рану в плечо — серьезную, судя по всему. Ни к каким врачам он не обращался, ждал, пока «само пройдет». Да еще позднее воспользовался чудодейственным средством от матушки Д'Артаньяна... что в составе — история умалчивает.
Вениамин Смехов в роли Атоса, фильм «Д'Артаньян и три мушкетера». Атос получил рану в плечо — серьезную, судя по всему. Ни к каким врачам он не обращался, ждал, пока «само пройдет». Да еще позднее воспользовался чудодейственным средством от матушки Д'Артаньяна... что в составе — история умалчивает.

И подстричь, и кровь пустить

Начнем с того, что медициной в эту эпоху занимались сразу шесть категорий специалистов.

В арсенале медиков того времени были и травы, и хирургические инструменты, и совсем уже странные субстанции вроде шерсти животных, камней из козьих желудков, волшебных кореньев и прочего.
В арсенале медиков того времени были и травы, и хирургические инструменты, и совсем уже странные субстанции вроде шерсти животных, камней из козьих желудков, волшебных кореньев и прочего.

Во-первых, доктора. Они оканчивали университеты (медицинские факльтуты были во многих крупных городах) и считались профессионалами. Но докторов было мало, и чаще всего они лечили высшее дворянство. Личные доктора были у королей и королев, принцев и принцесс. Герцоги и аристократы рангом пониже тоже старались заполучить себе личного доктора, который занимался бы только одной семьей. Доктора также развивали медицинскую науку, занимались исследованиями, писали научные работы.

Во-вторых, хирурги. Они не учились в университетах, а воспитывались в мастерских, как ремесленники. Мальчиками поступали в услужение и обучение к опытным хирургам и перенимали их знания. Сначала выполняли мелкие поручения, а со временем доходили до операций. Клиентура хирургов — горожане, военные, купцы. Только доктора и хирурги имели право делать операции, поэтому хирурги работали на полях сражений. Несмотря на безусловную полезность хирургов, их работа считалась низкой и недостойной, потому что была связана с пролитием крови, неодобряемом церковью.

В-третьих, цирюльники. Параллельно с бритьем бород они также пускали кровь и рвали зубы. Делать другие операции им было запрещено — за это можно было лишиться места в гильдии цирюльников.

В-четвертых, ярмарочные фокусники и шарлатаны. Вы удивитесь, но они тоже составляли важную часть медицинского сообщества. Они рвали зубы, причем прямо на площади, напоказ публике, а еще продавали обезболивающие настойки.

В-пятых, деревенские знахари и повитухи. Их мало кто классифицировал. Они лечили больных исключительно средствами народной медицины, то есть травами и заговорами. Иногда, несмотря на их усилия, больные даже поправлялись. Повитух, то есть женщин, помогающих при родах, можно отнести к той же категории — они не состояли в гильдиях, ни перед кем не отчитывались и работали как умели, в основном полагаясь на народный опыт и приметы.

И, наконец, в-шестых, монахи, монархи и святые. Например, французские короли, считалось, могли прикосновением исцелить золотуху — поэтому по большим праздникам выстраивались огромные очереди покрытых язвами людей, которые тянулись к монарху. Он касался их ран и просил бога помочь в излечении. Многие монахи славились способностью помогать при тяжелых болезнях. Ну, а возносить молитвы и делать богатые пожертвование в храм за свое здоровье или за здоровье членов семьи было обязательным делом. Что интересно, считалось, что за исцеление от разных болезней отвечают разные святые. По их именам болезни называли в крестьянской среде, и именно им нужно было молиться. Например, головокружение было болезнью святого Авертина, проказа — болезнью святого Лазаря, водянка — болезнь святого Квентина (информация приведена по книге Екатерины Глаголевой, «Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика ХIII»).

Модная клизма

Любят шутить, что в прошлом на любое заболевание было два ответа: кровопускание и клизма. И это верно до пугающей степени. Так, в XVI веке изобрели клизму с изогнутой трубкой — ее можно было ставить самостоятельно. А к XVIII веку соорудили клизму со стулом — видимо, чтобы процесс доставлял комфорт.

К слову, в XVII веке клизма из просто необходимой процедуры превратилась в процедуру очень модную — собственно, именно в это время клизма обрела знакомый вид, до этого она представляла собой трубку с воронкой на конце.

Людовик XIV гордился тем, что ему ставили клизму более полутора тысяч раз, а его невестка и вовсе не брезговала ставить клизму публично, в присутствии короля и придворных.

 Барельеф из археологического музея города Брюгге — клизма как она есть.
Барельеф из археологического музея города Брюгге — клизма как она есть.

Еще из римской медицинской традиции пришла идея ставить клизму не только с водой, но и с другими полезными веществами, среди которых: теплый ячменный отвар, молоко, растопленный жир, костный мозг оленя, сырой яичный белок, разнообразные отвары и настои (информация приведена по книге Цельса «О медицине, книга IV, глава „О резях в животе“»).

Чуть позже пришла идея ставить табачные клизмы (ими промышляли вплоть до середины XIX века).

Как резать будем?

Большие трудности вызывали в описываемое время операции. Единственной серьезной операцией, доступной медикам XVII века, была ампутация. И даже с ней все было непросто. Во-первых, вплоть до середины XVI века после отсечения конечности рану прижигали, чтобы мгновенно остановить кровь, или и вовсе делали разрез раскаленным ножом. Кровь действительно останавливалась — но часто начиналась гангрена, которая сводила пациентов в могилу.

Получив серьезную рану на поле боя, зачастую воины предпочитали не получать вовсе никакого лечения, чем попасть в руки хирургов. При не особо серьезных ранах и вовсе просто отлеживались и ограничивались перевязками с травами, вместо того, чтобы обращаться за помощью.

КСТАТИ
Огромные заслуги на хирургическом поприще принадлежат Амбруазу Паре. Мало того, что он изобрел несколько хирургических инструментов, именно он впервые предложил перетягивать сосуды шелковой нитью и обрабатывать раны чистой водой вместо прижигания.

Важным вопросом, который решали как раз в XVII веке, богатом на войны (и религиозные, и политические), был вопрос о том, как именно ампутировать конечность — «по мертвому или по живому телу». То есть: ампутировать сразу после ранения или дождаться гангрены и отрезать пораженные ткани, ведь так и боли, и крови меньше. Опыт и смерти множества пациентов заставили хирургов склониться к первому варианту.

Стыдные профессии

Были среди болезней и те, лечить которые считалось делом низким и неблагородным. Доктора брезговали стоматологией и офтальмологией, хотя, разумеется, для королевских особ делали исключение. Кстати, Мария Медичи и Людовик XIII страдали близорукостью. Но в то время очки подбирали как придется, и король от них отказался, предпочитая щуриться. А Мария Медичи очками пользовалась. К сожалению, ее портретов в очках нет — возможно, дело в том, что они в то время еще никак не держались на голове и были не особо эстетичными.

Перед родами — молись

Отдельной трагической страницей в истории было родовспоможение. И в Средние века, и позднее роженицы, когда подходил срок, исповедовались и причащались, готовясь к смерти.

Статистики смерти от родов нет, но количество умирающих матерей и младенцев было огромным. Только к XVII веку научились поворачивать неправильно расположенный плод. Примерно в то же время было открыто (заново, в античности это делать умели) кесарево сечение при смерти матери для извлечения еще живого младенца.

Рога единорога желаете?

Медицина XVII века — крайне любопытная с исторической точки зрения вещь. Здесь научные открытия смешиваются с народными методами, античными, открытыми заново практиками и совершенно магическими советами.

Так, в 1624 году в свет вышла книга Лорена Кателана «Histoire de la nature, chasse, vertus, proprietez et usage de la lycorn» — «Об истории природы, ловле, достоинствах, свойствах и употреблении единорога». Рог единорога считался очень действенным лечебным средством с почти удивительными антибактериальными свойствами. Также он считался очень полезным при бесплодии и других гинекологических заболеваниях.

Стоимость унции рога единорога (1 унция = 28,5 граммов) доходила до 128 флоринов (переводить в современные деньги бессмысленно, но в чистом виде это было почти полкилограмма золота).
Надо сказать, уже упомянутый Амбруаз Паре критиковал сочинение Кателана и идею о пользе рога единорога — хотя и не отрицал существования этого животного.
Надо сказать, уже упомянутый Амбруаз Паре критиковал сочинение Кателана и идею о пользе рога единорога — хотя и не отрицал существования этого животного.

Фантастические твари Средневековья: чего вы не знали о слонах

Кроме того, полезными считались порошки из камней. Коралловым порошком отбеливали зубы. Изумрудный порошок давали детям при чахотке и молодым матерям, у которых было мало молока. Его же порошок рекомендовали принимать при укусах змей.

Кардинал Ришелье с двадцати лет страдал от множества болезней, одна из них — до сих пор точно не диагностированная разновидность мигрени. Приступы этой болезни укладывали могущественного первого министра Франции в постель на несколько недель, во время особенно сильных обострений он не мог ни есть, ни читать, даже говорил с трудом. Врачи безрезультатно лечили его самыми разными способами. Одним из них был совет постоянно носить на пальце перстень с рубином — для очистки крови. Рубиновый же порошок ему советовали пить с вином, но кардинал категорически отказывался, подозревая, что это может навредить (и не зря — такие порошки распарывали кишечник и вызывали внутренние кровотечения).

Были популярны и порошки из так называемых природных камней — тех, которые добывались в желудках животных. Порошок из камня, извлеченного из бычьего желудка, считалось, помогал при глазных болезнях.

А безоар, извлеченный из желудка козла, был универсальным противоядием, причем ученые спорили о его применении: не то толочь и пить, не то класть в напиток целиком, не то просто носить на шее.

Рубина не желаете... на десерт?
Рубина не желаете... на десерт?

С середины XVII века медицинская наука постепенно начала развиваться, накопленные знания фиксировались и постепенно их количество переходило в качество. В общем, если вам кажется, что было бы круто пожить в прошлом, просто вспомните о медицине тех времен.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Если понравилось — ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!

Читайте по теме:
Рыцари не умели ездить верхом. Кто научил их?
А как же эдикты, запрещающие дуэли?
Сладкое приданое. Как Анна Австрийская учила французов пить шоколад

#история европы #три мушкетера #кардинал ришелье #история медицины