Найти в Дзене

Почему руководителю не всегда надо строить команду. Альтернатива команде

Оглавление

Что руководитель понимает под командой?

🚩 Командообразование - вещь уже много лет как модная (волнами накатывает интерес к отдельным видам и формам его самого), и вместо слов "коллектив" или, скажем, "сотрудники", многие руководители говорят "моя команда".

Кстати, тренинги типа "Как создать команду" очень востребованы)))

💡 При этом по-прежнему под командой руководители понимают скорее сплочённый коллектив, и часто хотят "построить команду" там, где в этом нет ни малейшей необходимости.

Ну например там, где подчинённые работают вместе "сто лет в обед", или там, где что ни неделя - то новый сотрудник, или там, где ни разу не слышали об общих целях.

Поэтому (крамольная мысль!) - КОМАНДА НУЖНА НЕ ВСЕГДА И НЕ ВСЕМ!

Каковы альтернативы команды?

Конечно, альтернативы зависят от цели и/или сложностей, которые возникают в управлении.

Вот несколько примеров (все запросы взяты из работы с руководителями разных звеньев, пришедших "строить команду"):

  • Если вам нужно, чтобы люди слаженно выполняли свою работу, вовремя передавая друг другу информацию и последовательно проходя по этапам создания конечного продукта (по сути, конвейерный тип выполнения задач), - вам нужна отладка бизнес-процессов, а не команда.
  • Если основная задача - прийти к тому, чтобы в коллектив успешно и эффективно вливались новички, быстро принимая правила работы, - вам нужен качественный процесс адаптации, а не команда.
  • Если вы хотите, чтобы сотрудники могли качественно коммуницировать друг с другом, без бурных конфликтов решая возникающие вопросы, давать друг другу обратную связь и с минимальными искажениями передавать/получать информацию, - вам нужна отладка внутренней коммуникации, а не команда.
  • Если задача - чтобы все одинаково понимали общие правила и договорённости, говорили на одном языке, мыслили в рамках единых стандартов работы (поведения/обслуживания), - вам нужна регламентация, а не команда.
  • Если в коллективе необходимо больше доверия и лояльности, чтобы люди не опасались отрыться друг другу, - вам нужна работа по улучшению климата в коллективе или работа с корпоративными ценностями. Ну вы поняли 😁

Когда же нужна именно команда?

Команда необходима тогда, когда у вас есть ограниченный по времени (это обязательно, команда - временное явление!) амбициозный проект, для реализации которого нужны люди с различными компетенциями (от умения выходить за рамки и генерить идеи до навыка во что бы то ни стало доводить дела до конца, подробнее спросите у Белбина)))).

А если без сарказма (ну почти 🤨): команда - это НЕ единомышленники и не люди, которые друг друга обожают, это ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ люди, которые взаимно дополняют друг друга (качествами, особенностями, компетенциями), и тем самым могут вместе более эффективно достигать целей, чем по одиночке.

И да, у них могут быть конфликты (это кстати вообще одна из важнейших стадий функционирования команды), и у них должны быть разные мнения, и в целом "тишь да гладь" - это не про команду))

Буду рада вашим комментариям. Как вы думаете - когда и где команда необходима, а где нет?