Найти тему
Активный возраст

Кто умеет различать фигуры в облаках

Вы когда-нибудь смотрели на облака, различая среди них барашков, собачек, человеческие лица и другие фигуры? Если да, то вы в хорошей компании. Ведь это свойственно не только большинству людей, но и обезьянам и даже нейронным сетям «Гугл». О том, что думают по поводу этого явления современные ученые, рассказывает наш колумнист Олег ХАФИЗОВ.

По мнению современных нейробиологов, способность видеть лица в облаках связана со способностью к творчеству, которую сейчас принято называть креативностью. В чем же ее суть?

Научный термин «парейдолия» означает восприятие знакомых объектов в случайных изображениях, абстрактных вещах или рисунках. Этот термин происходит от греческих слов «παρά» — «рядом», «вместо» и  «εἴδωλον» — «образ», «форма». Парейдолия возможна не только в визуальной сфере, но и в звуках и в восприятии вообще.    

Первым термин «парейдолия» использовал немецкий психиатр Карл Людвиг Кальбаум в 1866 году. Однако и он, и его последователи считали парейдолию чисто негативным явлением, симптомом психоза и даже признаком безумия, но не креативности.

Польский психиатр Шимон Хенс и его швейцарский коллега Герман Роршах, разработавшие ряд психологических тестов на основе  парейдолии, пришли к выводу, что все вообще способы человеческого восприятия являются управляемыми галлюцинациями.   

Но, разумеется, воображение можно трактовать и более позитивно, как ключевой аспект творчества. Леонардо да Винчи был первым, кто в своем дневнике рассматривал парейдолию именно таким образом:

«Если вы посмотрите на любую стену, покрытую различными пятнами или собранную из разных камней и будете при этом обдумывать какую-нибудь сцену, то увидите сходство с различными пейзажами, украшенными горами, реками, деревьями, долинами и холмами. Вы также увидите различные сражения и быстро движущиеся фигуры, странные выражения лиц, диковинные костюмы и неисчислимое количество предметов, которые затем можно сократить до отдельных явственных форм. С такими смесями разных камней происходит примерно то же, что и со звуками колокольчиков, в переливах которых вы можете распознать любое имя или слово».

В XIX веке творческий аспект парейдолии проявился в популярной практике кляксографии, то есть изучении клякс, которые часто оставались при письме гусиным пером. Виктор Гюго и Жорж Санд распознавали в кляксах фигуры, а затем приукрашивали их. Гюго экспериментировал со сложенными листами бумаги и пятнами чернил, размазанными вместо кисточки обратной стороной гусиного пера. 

-2

На рубеже XXI века британский психолог Ричард Грегори восстановил связь между парейдолией и творчеством, хотя и не использовал самого термина «парейдолия». В 2000 году он писал по поводу классического теста Роршаха: 

«Вопрос эксперимента заключается в следующем: какие типы рисунков вызывают наибольшее количество образов и идей? Установив наиболее плодотворные рисунки или фигуры, мы сможем понять, что сильнее наводит нас на создание новых образов и идей. Это раскрывает креативную сущность разума для создания новых концепций в искусстве, а возможно — и в науке. Чернильные кляксы порождают творчество управляемым способом, позволяя понять, а возможно — и приручить творческий процесс. Поистине: любое восприятие представляет собой управляемую галлюцинацию». 

Согласно Грегори, «парейдолические» рисунки могут оказаться полезными при тестировании творческих способностей. Хотя подобные тесты уже существуют, у них есть существенный недостаток: пожилые люди и невротики часто оказывают им сопротивление. По мнению современных исследователей, это связано не с недостатком «креативности», а с тем, что рабочая память иногда не в состоянии удержать довольно длинные и сложные задания.

Но как отличить полную иллюзию или мираж от творческой интерпретации?

Для того чтобы разобраться с этим вопросом, ученые недавно протестировали 50 здоровых участников эксперимента. Им предложили совершить «парейдолию», глядя на фотографии сцен природы с ярко выраженной текстурой — облака, скалы, — а затем на планшете наложить на них любые образы, которые они увидят. Для измерения уровня относительной «креативности» также протестировали волонтеров при помощи набора креативных тестов с обычными предметами — кирпичами или бумажными фигурами — и сравнили результаты.

Ученые предполагали, что люди, создавшие максимальное количество «парейдолических» ответов, обладают большей способностью к творчеству и оригинальностью. Волонтеры эксперимента создали всего 1641 «парейдолический» рисунок: 36,1% этих рисунков изображали животных, 15,3% — людей и человеческие лица, 14,6% — пейзажи и т. д., и только 4,4% рисунков были абстракциями. 

Было установлено, что оригинальность и продуктивность «парейдолии»  были связаны с оригинальностью и продуктивностью мышления. При этом люди с лучшими художественными и музыкальными способностями создавали более оригинальные рисунки. Опыты показали, что творческие способности участвуют в создании «парейдолии», и этот тип исследования создает новые возможности для познания творческих процессов.

Но явление парейдолии поднимает и более глубокие вопросы. Является ли любое восприятие иллюзией? В тот момент, когда буквы превращаются в осмысленные слова, а точки и линии — в человеческие лица, что здесь реальность, а что — вымысел? Внешний мир должен быть каким-то образом воспринят и интерпретирован, для того чтобы внутренний мир имел какой-то смысл. И полная иллюзия или галлюцинация не должна подменять творческую интерпретацию реально существующего мира.

Все-таки плывущего по небу барашка еще никому не удавалось поджарить. 

_____________________________________________

Подпишитесь на канал Активного возраста — узнавайте новости первыми!

Наука
7 млн интересуются