Уэс Андерсон – поистине уникальный и оригинальный режиссер последнего 10-летия развития кинематографа. Его стиль отчетливо можно разобрать, будучи далеким от киноискусства. За это время его работы собрали множество наград с различных кинофестивалей всего мира. Но чем же Андерсон так примечателен и какие особенности скрывается за его фильмами?
Здесь я предлагаю отталкиваться не от биографии самого же режиссера, а пойти дедуктивным путем: разобрать особенности развития кинематографа, начиная с 2000-х, и плавно перейти к творчеству Андерсона.
Для 2000-х годов развитие кино принимает новые обороты: начинает с особой силой проявляться компьютеризация, растет количество авторов, которые использую именно компьютерные спецэффекты, продолжается быстрый переход от пленочной к цифровой съемке. И это безусловным образом отразилось на восприятии кино зрителем, в его интересах было посмотреть что-то оригинальное, что не затрагивало бы определенных национальных проблем – это итак можно посмотреть по телевизору. И если для 60-х, 70-х годов характерна некая политизированность, то в 2000-х все это опускается, границы рушатся, давным-давно человек уже может курсировать по разным странам. Что же нужно зрителю?
Многие привыкли смешивать два различных между собой направления: голливудский и американский кинематограф. Хотя они явно самостоятельны и даже не скрещиваются между собой. Первое, голливудское направление, - это массовый кинематограф, ориентированный на прокат по всему миру. Это уже говорило о том, что в таких работах нельзя касаться темы политики и социума определенной страны, чтобы этот фильм стал успешным. И тут сценаристы и режиссеры задумались: а что если взять для постановки, экранизации совершенно иные миры? И правда, это было отличным решением, поскольку не задевало бы субъективных интересов нации. Прорывным фильмом, который многие смотрят до сих пор, является «Матрица», в котором проявили себя такие режиссеры как братья Вачовски. Фильм уникален тем, что в нем ведется сюжет о двух мирах: реальном и виртуальном – некой Матрице, в котором находился Нео до принятия пилюли. Вачовски смешивают разные религии, философские течения, воззрения, делая его интернациональным, что позволяло жителю любой точки мира понять эту картину.
В то же время , параллельно голливудскому, своей дорожкой движется американский кинематограф. Яркими представителями американского направления являются Тарантино, Джим Джармуш, Дэвид Линч, братья Коэн, и впоследствии герой нашей статьи – Уэс Андерсон. У американского направления нет определенных правил, какой проблематики можно придерживаться, а какой – нет. Сами по себе это независимые проекты, и режиссер был в праве сам создавать свой собственный мир, зачастую не с таким большим бюджетом, как в голливудском кинематографе.
На примере Тарантиновских работ начала 90-х годов можно пронаблюдать новый виток развития авторского кинематографа, основанный на большом употреблении киноцитат (т.е. заимствований реплик либо сцен из культовых фильмов, интерпретируя их в своей работе), жанровом своеобразии, авторских приемах. И при этом, что в случае работ братьев Коэн, что в случае Тарантиновских работ, зритель может достаточно быстро определиться, с каким жанром и в каком стиле работают авторы. У Тарантино это динамичные кадры с ностальгическим ретро стилем и кровью. У братьев Коэн – на 90-е и 2000-е годы – период криминальных драм с весьма консервативным подходом съемки, разбавленным специфическим взаимодействием персонажей и абсурдом. Что Тарантино, что Коэн работают с национальной культурой Америки: песни, атмосфера, обстановка, действие сюжета и т.д. и т.п.
И к 2000-м годам все чаще начинает всплывать имя Уэса Андерсона.
Его дебютная работа «Бутылочная ракета» - криминальная драма конца 90-х – хорошо была встречена критиками, но провалена в прокате. Следующая картина «Академия Рашмор» уже приобретает известные черты стиля Андерсона, а «Семейка Тененбаум» 2001 года приносит режиссеру небывалый успех и формирует состав постоянных актеров (в число которых входит Билл Мюрей).
Поистине триумфальным фильмом для Андерсона становится «Отель Гранд Будапешт» 2011 года, который многие критики называют совершенством формы и цвета. В нем автор добивается изумительно точной передачи деталей, декораций и атмосферы, и иногда кажется, что это просто ожившие фотографии.
Андерсон является также и аниматором: за его плечами два созданных мультфильма «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак». Последний мультфильм открывал Берлинский фестиваль в 2018 году, что считается исторически значимым событием для развития кино, ведь никогда ранее полнометражный анимационный фильм не открывал таких масштабных фестивалей. При этом мы видим в мультфильме некие стилистические заимствования, характерные для японских аниме-мультфильмов. Все его анимационные работы – кукольные, но режиссер доказывает свое трепетное отношение к деталям и его мастерское орудование с кукольными фигурками.
Уэс Андерсон принимает участие во всех стадиях производства фильма. В основе визуального стиля этого режиссера лежит выраженная централизация и симметричность. Видно, что Андерсон заимствует эти черты из кубриковской «Космической Одиссеи: 2001». Еще немало важными особенностями стиля Уэса является яркая и красочная цветовая палитра с высокой степенью детализации. Также уникальными чертами являются направление движения камеры и приверженность к одному похожему событию в сюжете. Если говорить о движении камеры, то в работах Андерсона она не имеет сложных маршрутов: камера плавно направляется из точки А в точку В напрямую, фиксируясь и создавая статичность кадру. Это дает возможность зрителю не терять своего внимания на лишние детали и движения.
Касаемо сюжета: Андерсон зачастую сам пишет сценарии для своих картин, и поэтому в них во всех апеллирует одно событие, которое запускает сюжет и вокруг которого, собственно, все и крутится, а именно, побег. В «Отеле» - это побег главного героя из тюрьмы. В «Острове собак» - побег мальчика на остров от губернатора-дяди ради спасения своей собаки. В «Королевстве Полной Луны» - побег двух друзей от своих семей, и т.д. При этом Андерсон говорит, что все его работы – это отражение его внутреннего состояния на определенных этапах жизни. Его работы просты, в них нет какого-то глубокого смысла, зато этот глубокий смысл приобретает визуальная сторона картины.
Андерсон – такой же сказочник, как Ганс Христиан Андерсон. Его работы похожи на детское воображение, которое прорисовывает и досконально изучает каждую деталь. Взрослому человеку зачастую не хватает тех теплых моментов детства, о которых он вспоминает с ностальгией, чтобы отвлечься от нескончаемых проблем зрелой жизни. Наверное, именно это и делает Андерсона одним из уникальных и любимых всем миром режиссеров современности.
Автор: Варвара Санти