Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Самый массовый электровоз украинского производства

Речь идет о локомотиве ДЭ1 – двухсекционном восьмиосном электровозе постоянного тока, который производился с 1995 по 2008 годы на Днепропетровском электровозостроительном заводе для нужд украинских железных дорог.

Электровоз ДЭ1-033 на платформе Пост-Амур, г.Днепропетровск, 2.06.2008 года, автор фото AeroSSC (https://ru.m.wikipedia.org)
Электровоз ДЭ1-033 на платформе Пост-Амур, г.Днепропетровск, 2.06.2008 года, автор фото AeroSSC (https://ru.m.wikipedia.org)

В 90-е годы прошлого века назрела необходимость замены электровозов ВЛ8, которые к тому времени уже начали вырабатывать свой ресурс, при этом они оставались основным грузовым локомотивом на Донецкой и Приднепровской дорогах Украины. С этой целью Днепропетровский электровозостроительный завод взялся за разработку нового локомотива.

Вид задней части секции, фото www.train-photo.ru, автор SDA
Вид задней части секции, фото www.train-photo.ru, автор SDA

Первые две машины ДЭ1-001 и ДЭ2-002 были опытными. Первый электровоз был собран в 1995 году, второй в 1997 году. На первых двух локомотивах отрабатывались различные конструктивные решения и в настоящее время они списаны. Серийные машины выпускались с 1999 года и имели некоторые конструктивные отличия. До 2008 году успели изготовить 40 локомотивов. Из-за кризиса 2008 года экономическая ситуация не позволила УЗ закупать новые электровозы и выпуск был прекращен.

ДЭ1-037, март 2009 года, фото www.train-photo.ru, автор SDA
ДЭ1-037, март 2009 года, фото www.train-photo.ru, автор SDA

Электровоз рассчитан на конструкционную скорость в 100 км/ч, часовая мощность тяговых электродвигателей составляет 6250 кВт. Локомотив состоит из двух одинаковых секций, сцепленных автосцепками СА3. Тележки электровоза двухосные с буксовыми узлами. Необычно расположение токоприемников, они расположены в задней части секции, в передней же части находятся пуско-тормозные резисторы. Силовая схема электровоза по общим решениям имеет сходство с локомотивом ЧС7. Система управления реостатно-контакторная. Количество тяговых двигателей составляет восемь. Электровоз оборудован реостатным и рекуперативным торможением.

В настоящее время электровозы поделены между депо Нижнеднепровск-Узел и Красный Лиман. При этом примерно половина локомотивов не эксплуатируется. Основными недостатками указанной серии являются склонность к боксованию из-за большой мощности и отсутствием у электровоза противоразгрузочных устройств, а также плохая надежность работы электронной части. Вообще электровозы ДЭ1 зарекомендовали себя как ненадежные машины, имевшие множество отказов оборудования. Несомненным плюсом электровозов был комфорт для локомотивной бригады в кабине. Как говорили машинисты, лучшим решением был бы гибрид электровоза ВЛ8 и ДЭ1, это если бы на локомотиве ВЛ8 была бы кабина от ДЭ1. В процессе эксплуатации штатные полупантографы заменялись на токоприемники от электровозов ВЛ8.

Электровоз с замененными токоприемниками, фото Яндекс-картинки
Электровоз с замененными токоприемниками, фото Яндекс-картинки

Свое предназначение серия ДЭ1 не выполнила, она так и не стала заменой изношенных электровозов ВЛ8, которые до сих пор эксплуатируются украинскими железными дорогами.

Секция списанного электровоза ДЭ1-002 находится на территории ЦМПР ЮЗЖД Киев-Волынский. Ряд источников сообщают, что секция служит как тренажер для студентов ГЭТУТ.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме железных дорог:

«Икарусы» на железнодорожном ходу

Украинские проекты по модернизации интерьера железнодорожной техники

Единственный отечественный односекционный грузовой электровоз, выпускающийся с 2000-х годов

-5