Летом 2018 года разгорелась новая «глава давления» на российскую легкую атлетику. В результате чего в мае 2019 года в отношении прыгуна в высоту Данила Лысенко было заведено дело по причине подделки документов о прохождении допинг-тестов. Лысенко предоставил неверные сведения о том, что не смог пройти допинг-тесты из-за болезни. Оказалось, что все данные клиники, в которой лечился Данил, от регистрационного номера до имён врачей были выдуманными, а по указанному адресу больницы находится разрушенное здание.
Бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков естественно дал и свой комментарий на эту ситуацию: «В случае с делом Лысенко был беспрецедентный уровень мошенничества. Сейчас Себастьян Коэ хочет навсегда отстранить российских легкоатлетов. И это правильно, потому что в российской легкой атлетике, если человек не виновен напрямую, то точно замешан.»
На чемпионат мира 2019 года российские легкоатлеты попали, но снова в ограниченном количестве выступали там под нейтральным флагом.
В ноябре 2019 года независимый легкоатлетический дисциплинарный орган AIU отстранил от деятельности главу ВФЛА Дмитрия Шляхтина и 5 других представителей российской легкой атлетики. Причиной стали обвинения во вмешательстве в расследование дела Данила Лысенко.
В ответ на это глава ОКР (Олимпийского Комитета России) Станислав Поздняков призвал ВФЛА полностью обновить свое руководство. Он заявил, что деятельность легкоатлетической организации наносит урон репутации отечественному спорту.
В декабре 2019 года глава РУСАДА Юрий Ганус предложил в полном составе отстранить тренеров сборной России по легкой атлетике с последующим замещением должностей на всех уровнях. Вместо главного тренера сборной, которым является Юрий Борзаковский, он предложил назначить кандидатуру, не связанную с допинговым периодом.
В январе 2020 следователи AIU предложили полностью исключить Россию из международной федерации легкой атлетики (World Athletics). В World Athletics решили поступить не так строго - после отстранения всего руководства ВФЛА на Россию наложили штраф в размере 5 млн долларов + еще 5 млн долларов условно. Помимо этого, необходимо было 1,6 млн долларов в качестве оплаты услуг следователей, работавших над «российским делом». Произвести оплату необходимо было к 1 июля 2020 года. В случае выполнения условий Россия получила бы право на выступления на мировой арене не более 10 спортсменов в нейтральном статусе.
Но где же взять деньги?
Коронавирус отодвинул проблему российской легкой атлетики на второй план. Таким образом, чем больше проходило времени, тем более безнадежным становилось положение ведущих российских легкоатлетов. 5 миллионов долларов следовало заплатить не позднее 1 июля, но денег на оплату штрафа у ВФЛА не оказалось.
Олимпийский комитет России заявил, что платить штраф за легкоатлетов не будет.
«Помимо тех 5 миллионов долларов, о которых вы сказали, есть еще 5 миллионов, которые должны быть перечислены на некий депозит. Так что речь идет о 10 миллионах долларов. Фактически это 700 миллионов рублей штрафа. Олимпийский комитет России в данном случае помочь финансово никак не может. У нас на дополнительную подготовку спортсменов по летним видам спорта, как я вам уже сказал, планируется порядка 500 миллионов рублей. То есть для выплаты штрафа ВФЛА мы должны были бы снять финансирование со всех федераций, найти еще 200 миллионов и передать их нашим коллегам из World Athletics», — сказал агентству «Р-Спорт» глава ОКР Станислав Поздняков.