Из опыта учителя и репетитора.
ЭТО УЖАСНО!
В настоящее время существует масса учебников, учебных пособий, которые трактуют правила русского языка каждый по-своему: поверхностно или углубленно с историей возникновения букв, слов или знаков препинания.
Всё больше работая учителем и репетитором и общаясь с родителями и учениками, я поняла, что одни учащиеся «зубрят» правила, а другие не могут запомнить их или запоминают в искаженном виде. В результате, и те, и другие в одинаковой степени не могут применить правило на практике. Это ужасно!
Я из года в год искала ответы на вопросы: «Кто виноват? и Что делать?»
На первый вопрос ответ ясен: виновата система введения в образование многочисленных программ, которые порой не соответствуют возрасту восприятия ребенком теоретического материала. Но не об этом речь в этой статье.
А речь о том, как ответить на 2 вопрос. Я нашла ответ. Сначала это были таблицы и схемы, а потом АЛГОРИТМЫ. Именно они были моими спасением на уроках, на индивидуальных занятиях с учениками.
ПОЧЕМУ именно алгоритмы? – может возникнуть такой вопрос. Он и возникал у учеников и родителей.
Алгоритмы, потому что у большинства людей развита зрительная память, таким образом, легче запомнить, как бы «сфотографировать» в памяти пошаговую схему, чем слитный текст, если он еще без выделений и абзацев.
Сравните одно и то же правило «Правописание Ъ и Ь» и попробуйте применить его, определяя какой знак писать - Ъ или Ь в словах
МУРАВ…И и РАЗ…ЁМ, сначала по текстовому правилу из учебника русского языка за 5 класс Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, а потом по алгоритму № 6.
В чем разница и плюсы алгоритма?
1 «плюс» --- Алгоритм помогает понять, с чего надо начать определять написание буквы или знака: 1 шаг – «Определи место Ъ или Ь?», а из правила в учебнике ученик не знает, с чего начать.
2 «плюс» -- Алгоритм построен по шагам, на которые указывают стрелки. После 1 шага следим по стрелочкам дальнейшие шаги и решение.
3 «плюс» -- Каждый алгоритм содержит примечания и все возможные исключения из правила, в учебнике некоторые исключения есть, а примечаний нет.
4 «плюс» -- Алгоритм легче зрительно запомнить, особенно визуалам, чем текст правила.
Надеюсь, разница понятна, по крайней мере, за год применений алгоритмов результаты и оценки у моих учеников стали гораздо выше, родители и дети довольны.
Всего за 35 дней занятий были изучены орфографические правила, а за 20 дней – пунктуационные. Всего 55 дней!
С некоторыми учениками мы стали записывать видео применения алгоритмов. Благодарю их за помощь!
НО БЫЛА И КРИТИКА!
Коллеги критиковали алгоритмы за то, что слишком много текста… Может быть. Но я хотела сделать алгоритмы максимально понятными и простыми, чтобы ребенок смог изучать правила в алгоритмах без помощи репетитора или родителя.
Позже, через год, я свои алгоритмы напечатала в книге «Русский язык в алгоритмах»(в 2 частях) и стала дарить ученикам и предлагать коллегам и новым ученикам.
Удобно, что все орфографические правила с 5 по 11 класс в одной книге, всегда под рукой; если в распечатанном виде, то небольшой формат А5 позволяет взять с собой, а если в электронном виде, то всегда есть в телефоне, компьютере или планшете.
Таким образом, тратя всего час в день, можно за 35 дней изучить или закрепить самые сложные правила орфографии и за 20 дней правила пунктуации.
ВСЕГО 55 дней повышения грамотности и подготовки к любому экзамену, будь то ВПР, ОГЭ или ЕГЭ!
Подпишитесь на мой канал и будете весь год получать новые статьи о грамотности, видео применения алгоритмов для правил русского языка для подготовки к любому экзамену и многое полезное другое…
Посмотрите видео применения алгоритма №3
Приобретите электронный вариант моей книги «Русский язык в алгоритмах» по ссылкам: