Найти тему
Blender3D как хобби

Модификатор "Array" {Массив}

Здравствуйте. Решил начать делиться всем, что я узнал о замечательной программе Blender3D. И начну вам рассказывать с модификаторов. Пойдем по порядку - Модификатор Массив. 

Главная задача этого модификатора - продублировать выделенный объект несколько раз.

Первая настройка, которую мы видим это “метод вписания”.

Метод вписания
Метод вписания

У нас есть три варианта:

  • Фиксированное количество - вручную указываем количество элементов, которое нам необходимо. Учтите, что оригинал тоже учитывается, поэтому если нужно 10, то и вписывайте 10.
  • Вписать по длине - указываем расстояние, которое нужно заполнить объектами, и программа сама уже высчитывает, сколько элементов нужно добавить.
  • Вписать по кривой - вариант похож на предыдущий, но нужно указать не длину, которую нужно заполнить, а кривую. Имейте в виду, что массив не будет повторять форму кривой, а выстроится по прямой в длину равную расстоянию от начальной точки до конечной

Затем переходим к следующей настройке - Смещения. 

Есть два варианта смещения, которые можно использовать совместно или раздельно, как вам необходимо.

Относительное смещение — это смещение, которое рассчитывается исключительно в зависимости от размера оригинала. Т.е. если вы укажете значение 1, то следующий объект будет идти сразу за оригиналом и так далее, без промежутков, а если вы укажете 1,5 то следующий элемент будет на расстоянии половины от ширины исходного объекта

Относительное смещение
Относительное смещение

Постоянное смещение — это смещение на фиксированное расстояние. Учтите, что если вы укажете расстояние 1 метр, то это не расстояние между объектами, а расстояние между одинаковыми точками. К примеру, если вы дублируете кубик с длиной ребра 0,4м, то расстояние между кубиками будет 0,6м.

Постоянное смещение
Постоянное смещение

Очень важный момент - что бы смещения работали корректно и выдавали ожидаемый результат, не забывайте после изменения объекта обязательно нажать сочетание кнопок ctrl-A, чтобы зафиксировать изменения и вообще, возьмите себе за привычку прожимать эти кнопки, они избавят вас от многих проблем .

Следующий вариант смещения — это смещение по объекту. Оно так же может быть скомбинировано с другими, но я расскажу о нем отдельно. Для работы этого смещения необходимо добавить какой-то дополнительный объект, я для примера взял пустышку. Второй объект массива будет расположен ровно на указанном ответе, а дальше массив будет распространяться по тому же правилу, по которому был создан второй. Обратите внимание, на массив будет влиять не только расположение объекта, к которому привязывается массив, но и его масштаб. Вот простой пример

Масштаб пустышки равен 1:1:1

Пустышка просто перемещена, но ни как не менялась
Пустышка просто перемещена, но ни как не менялась

Увеличим масштаб пустышки по оси Х до 1,5 и каждый новый объект будет увеличиваться по оси Х в соответствии с этой пропорцией

Масштаб по оси Х=1,5
Масштаб по оси Х=1,5

Поставим масштаб 2:2:2 и каждый новый кубик будет в 2 раза больше

Пустышка с масштабом 2 по всем направлениям
Пустышка с масштабом 2 по всем направлениям

А если поставить масштаб 0,5:0,5:0,5 то кубики будут уменьшаться

Пустышка с масштабом 0,5 по всем направлениям
Пустышка с масштабом 0,5 по всем направлениям

А если мы повернём нашу пустышку, то и каждый следующий элемент будет проворачиваться на такое же значение

Вот пример. Я провернул пустышку на 45 градусов вокруг оси Z и весь массив начал скруглятья с шагом в 45 градусов

Пустышка повёрнута по оси Z на 45 градусов
Пустышка повёрнута по оси Z на 45 градусов

Следующий параметр — это объединить. Он регулируется тем на каком расстоянии будут объединяться элементы в массиве. Но здесь я думаю, проще показать, чем рассказать. Возьмем кубик с ребром 1 метр. И составим их него массив их трёх штук.

Расположим кубики на расстоянии 0,5 метра {0,5, потому что размер кубика 1 м, а шаг массива 1,5 соответственно на расстояние между элементами как раз 0,5 и осталось} друг от друга и поставим галочку объединить на расстоянии 0,45 м. Ничего не происходит

Расстояние объединения меньше расстояния между объектами
Расстояние объединения меньше расстояния между объектами

 Но как только мы увеличим расстояние объединения до 0,5, а это как раз то расстояние, на котором стоят кубики, они соединятся между собой.

Расстояние объединения равно{больше} расстояния между объектами
Расстояние объединения равно{больше} расстояния между объектами

Благодаря галочке соединить первый-последний элемент вы сможете, скруглив массив соединить не только последовательные элементы, но и первый и последний, что понятно из названия

Следующий параметр UV-координаты относительно новый и у вас его может не быть, но если вы установили программу через стим к примеру и позволили ей обновляться, то вы этот параметр увидите. Это параметр UV-координат. На мой взгляд это отличная новинка, которая позволит вам изменить оформление вашего массива сделав каждый элемент в отличным внешне от другого. Вот простой пример. Я на кубике нарисовал случайную текстуру. Сейчас смещений не стоит, и мы видим совершенно одинаковые элементы. 

Текстура без смещений
Текстура без смещений

Но стоит мне начать менять значение по U-координате и текстура начинает смещаться {напомню, что у текстуры всего две координатных оси по вертикали и по горизонтали, поэтому и параметра всего}

Текстура смещена по U-координате
Текстура смещена по U-координате

Ну и просто для примера, смещение по горизонтальной координате. 

Текстура смещена по V-координате
Текстура смещена по V-координате

И наконец последний параметр — это начальный и конечный объект. Вы можете указать, что будет начинать и заканчивать ваш массив.  Вот пример - Я добавил в сцену шар и цилиндр и указал их в качестве начального и конечного объекта.

Добавлены начало и конец массива
Добавлены начало и конец массива

Обратите внимание, что на эти объекты действуют все настройки, что и на остальной массив. Расстояние, масштаб если есть привязка к объекту и тд. 

На этом параметры модификатора закончились. Надеюсь, статья была интересна и полезна. Буду рад любым комментариям и отзывам.