Здравствуйте! Я - Арсений Фролов, мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, тренер по безопасному и контраварийному вождению международного класса. Добро пожаловать в мой блог "Осознанное вождение"!
На своих тренингах и в комментариях к постам я часто слышу, что основное правило на дороге - это "правило трех Д" и ничего кроме него не нужно. Ну может только "правило двух Д" ещё.
Я учился на категорию "В" четверть века назад и тоже помню эти два правила. Это было первое, чему научил меня инструктор перед первым выездом в город, а дальше было примерно так: "Не пускай его, у нас главная, пусть стоит и ждет. Держись ближе к переднему, а то все поналезут и мы вообще никуда не уедем" и так далее. Ну да ладно, сейчас речь не об этом.
Вернемся к "правилу трех Д". Всем свои ученикам я тоже даю это правило, только последнюю Д расшифровываю не как "дурак", а как "другой". Иными словами "Дай Дорогу Другому". Я считаю эту формулировку более корректной.
1. Очень часто мы считаем дураками тех, кто действует не так, как мы о них подумали. Например, решили мы, что человек должен повернуть направо, а он прямо поехал - вот дурак! Решили, что он проскочит на зеленый мигающий, а он сначала на газ нажал, а потом испугался - снова дурак! Перестроился без поворотника, подрезал, из правого ряда, который идет направо, поехал прямо... - дурак, дурак, дурак!!!
С одной стороны - человек сделал ошибку и получил "по заслугам". С другой стороны, получается вот что:
Любой водитель, независимо от стажа и опыта, хотя бы раз в жизни день ошибается так, что это не нравится окружающим.
В среднем, любой водитель, неосознанно, ошибается от 20 до 60 раз в день. Разница только в качестве ошибок. Причём чем прямой взаимосвязи «стаж/опыт - количество/качество ошибок» нет. Водитель ошибается не только и не столько из-за того, что чего-то не знает или не понимает, сколько из-за того, как он оценивает риски. Потому что только исходя из этого он подбирает приемы наблюдения, управления и взаимодействия с другими.
Получается, когда наши действия не подходят под ожидания окружающих, то для них дураками становимся уже мы сами. Нет такого человека, чьи слова или действия будут безоговорочно одобрены всеми остальными людьми. Кому-то что-то обязательно не понравится (как мои посты например😉). И что, только потому что человек повел себя не так, как вы от него ожидали, он становится дураком? Как-то нелогично.
2. Часто водители отвлекаются от вождения, не считают нужным держать дистанцию, соблюдать скорость, смотреть в зеркала и делают еще кучу других ошибок, которые приводят к тому, что рядом с ними появляется такой "дурак", да еще и не один, а очень много.
Тут надо задать вопрос уже себе - почему рядом со мной появился такой "дурак"? Чему это меня учит? Такой анализ позволит понять, что вы делаете не так и что-то изменить. Если считаете это лишним, не нужным, вы сами не ушли далеко от того слова, каким ругаете остальных, да ещё не известно в какую сторону.
3. Если вокруг вас полно дураков, надо задуматься, а кто же тогда вы? У педагогов есть такая присказка, которой учат еще на первом курсе ВУЗа (по крайней мере нас учили) - "Если двойки по горизонтали - ученик дурак. Если по вертикали - учитель".
Реальных "дураков" на дорогах не так уж и много - в основном, это просто люди которые куда-то спешат, чем-то взвинчены, не так опытны, как вы или, так же как и вы, отвлеклись на что-то в неподходящий момент - например оба в одну и ту же секунду посмотрели в телефон и тут бац, родственная душа рядом)
4. Считать других дураками - ставить себя выше остальных. Значит можно смело "выдать" себе разрешение с ними вести себя так же - не уступать никому дорогу (вдруг дурака пущу перед собой и буду потом с ним маяться), "лечить и учить" других водителей на дороге, проявлять открытую вражду и злость по отношению к тем, кто, как нам кажется перед нами как-то провинился. Это ведет к необъявленной войне.
Исход любой войны - горы трупов, один их которых может стать вашим или ваших близких. Один вопрос - зачем?
5. Выезжать на дорогу зная, что сейчас вокруг тебя будет много дураков, это значит заранее настраивать себя на негатив. Во-первых, это вредно для самого себя - негативные эмоции разрушают организм. Во-вторых вы лишаете себя возможности адекватно оценивать обстановку, потому что нацеливаете своё внимание не на то, что нужно - всего лишь на одну мизерную часть окружающего мира. Только оторванное от эмоций наблюдение за ситуацией позволяет правильно понять ее и найти оптимальные варианты действий.
Если вы заменяете слово "Дурак" на слово "Другой", вы начинаете сразу с самой важной части вождения - формируете у себя правильное отношения к окружающей действительности.
Только так вы можете обеспечить себе максимум безопасности за рулем и своим поведением научить этому окружающих. Тогда мир вокруг потихоньку начнет меняться. Ведь его можно изменить только начав с себя.
Кому, когда и как уступать дорогу читайте в статье "Кого пропускать или не пропускать вперед на дороге"
Если понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, читайте другие материалы - здесь еще много интересного :-)