Mazda - это всегда что-то необычное. Эта корпорация всегда стремилась что-то делать по-своему, не так, как принято. Она единственная долгое время серийно производила машины с роторными моторами. А когда настал очередной этап совершенствования привычных поршневых двигателей, снова пошла своей дорогой.
В тот момент, когда все поняли, что объемные, прожорливые и неэкономичные моторы - это не здорово, когда все повально стали исповедовать идеи даунсайзинга, турбируя даже не пакет сока, а уже и кружку чая, Mazda разрабатывает свою технологию, позволяющую строить экономичные, экологичные, высокопроизводительные и при этом еще и надежные моторы!
Технологии, рожденные на энтузиазме, а не на бюджете
На самом деле Mazda - довольно не богатая корпорация, по сравнению с другими мировыми автоконцернами. Но вызывает большое уважение то, что она никогда не экономит на испытаниях своих разработках, не выпускает "сырой" продукт, экспериментируя на своих покупателях, собирая с них статистику, а затем исправляя "косяки", как это делают некоторые. Нет, Mazda очень долго разрабатывала технологию Skyactiv. Ох, сколько же моторов сдетанировало у этих ребят, прежде чем они нашли тот самый баланс, позволяющий создавать высокую степень сжатия топливной смеси избегая ее детонаций.
Skyactiv-G
При разработке нового мотора за основу был взят предшественник - MZR 2.0 со степенью сжатия 10,0. Увеличение степени сжатия топливной смеси повышает температуру и давление в цилиндре в конце такта сжатия. Это сулит более высокие КПД и мощность, но одновременно и сильную склонность к детонации — взрывному сгоранию топливовоздушной смеси, которое приводит к перегреву и разрушению колец и поршней. Степень сжатия, близкая к 14, больше характерна для высокофорсированных спортивных моторов, работающих на топливе с высоким октановым числом, стойким к детонации. В конструкцию Skyactiv-G внесли массу новшеств, чтобы он мог безболезненно переваривать обычный 95‑й бензин и поработали над снижением механических потерь ради улучшения экономичности.
Кстати, автомобили Mazda для России слегка изменены, в технологию двигателей внесены доработки, чтобы моторы могли работать на грязном бензине не высокого качества. Только представьте себе, Mazda вносит изменения в Skyactiv специально для нас, когда АвтоВАЗ даже проблему "масложора" решить не торопится. Да, Mazda на самом деле любит своих покупателей, это уже давно не секрет.
Но вернемся к разработке самой технологии - уберечь двигатель от детонации призваны ионные датчики, встроенные в катушки зажигания. Вся соль в том, что работа мотора именно на грани детонации и обеспечивает максимально эффективное сгорание смеси.
Новый датчик отслеживает детонацию по колебаниям ионного тока в зазоре между электродами свечи после воспламенения смеси. При ее сгорании образуются ионы, которые делают среду токопроводящей. Датчик подает напряжение на центральный электрод свечи и замеряет ток, проходящий между ним и заземленным боковым электродом.
Для правильного смесеобразования пришлось разработать новую топливную систему с непосредственным впрыском, обеспечивающую давление до 200 бар! Были созданы и новые форсунки с 6-ю отверстиями для более качественного распыления топлива. При хорошем испарении бензин еще и сбивает температуру в камере сгорания, а это тоже снижает вероятность возникновения детонации.
Кроме того, Mazda пришлось разработать новую электронную муфту изменяемых фаз, новый выпускной коллектор и еще много чего пришлось создать практически с нуля, а затем, не бежать крича о своих инновациях, а еще несколько лет провести в испытаниях, прежде чем выпустить автомобили с новыми двигателями в серию.
Результат
Вот уже более 8 лет Mazda ездит на двигателях Skyactiv как по России, так и по всему миру, и никаких проблем с ними нет. Двигатели очень ресурсные и износостойкие. Сама Mazda заявила ресурс в 300 тыс. км., но уже известны экземпляры прошедшие более 400 тыс. км и не имеющие никаких проблем.