Найти в Дзене

Интервью с руководителями родильных домов

Почему на рынке медицинских услуг так мало частных родильных домов? Какие требования предъявляются к этим медицинским учреждениям? И какие учреждения все же лучше? Частные или государственные?

Ответить на эти вопросы нам помогут:

  • Ольга Папышева, главный врач Городской Клинической больницы имени С. С. Юдина Департамента Здравоохранения;
  • Наталья Кан, Главный врач родильного дома Европейского Медицинского центра;
  • Наталья Якунина, заместитель Генерального директора ГК «Мать и дитя».
Программа «Инвестиции в медицину»
Программа «Инвестиции в медицину»

Виктория Шматкова:

Ольга, в Москве очень мало частных родильных домов. Почему? Нужно ли идти в эту нишу? Или же достаточно государственных роддомов?

Ольга Папышева:

Ничего не бывает просто так. И если такое небольшое количество инвесторов заинтересовалось этим сегментом, то это не спроста. Акушерство - один из самых сложных и высокопрофессиональных разделов медицины. Колоссальная ответственность, колоссальный уровень профессионализма требуется от медиков этой специальности.

Виктория Шматкова:

Мы знаем, что государственные родильные дома ввели платные услуги, контрактные роды. Это сейчас широко распространено. Существует ли конкуренция между частными родильными домами и государственными?

Ольга Папышева:

У каждого своя ниша. Для пациентов замечательно то, что существует большой спектр услуг. Эти услуги отличаются по многим позициям. Каждая пациентка выбирает то, что ей ближе. В Москве весь спектр услуг хорошо представлен.

Виктория Шмакова:

Наталья, мы знаем о нашумевшем в Москве проекте «Лапино». Многие известные женщины интересуются у гинекологов, где лучше рожать: в «Лапино» или в Америке. Насколько этот проект рентабельный?

Наталья Якунина:

В ГК «Мать и дитя» шесть госпиталей. Для нас роддом — это многопрофильная больница или многопрофильный большой стационар, имеющий в своем составе родильное отделение. Два роддома находится в Москве и Московской области и четыре в регионах.

«Лапино» - очень популярное место для будущих мам. Мы гордимся, что пациенты выбирают нас за высокое качество оказываемых медицинских услуг. Если говорить про Америку, то сейчас это не так актуально, как несколько лет назад. Возникает много проблем у женщин, выбирающих роды в Америке. Первое — это необходимость заранее планировать прилёт, второе - неродной язык, третье - не всегда на родах будут присутствовать все родные и близкие, с кем бы хотелось разделить такой важный день, ну и четвёртое - риск длительного послеродового пребывания. В «Лапино» мы этих проблем не испытываем, но имеем то же высокое качество оказания медицинской помощи.

«Лапино» - успешный проект. Успешный настолько, что сейчас достраивается второй корпус, шестиэтажный, «Лапино-2». Он многопрофильный. В нём будет хирургия, кардиохирургия, урология, травматология и новая большая лаборатория. В перспективе построение и третьего корпуса с акцентом на онкологию.

Наши самые важные компетенции — это роды, акушерство, гинекология, педиатрия. Но ГК «Мать и дитя» работает и над тем, что расширяет спектр своих услуг. Обычно, каждый новый госпиталь, и «Лапино», и другие, имеют период окупаемости около семи-восьми лет.

Наталья Якунина, заместитель генерального директора ГК «Мать и дитя»
Наталья Якунина, заместитель генерального директора ГК «Мать и дитя»

Виктория Шматкова:

А сколько лет «Лапино»?

Наталья Якунина:

Он открылся в октябре 2012 года.

Виктория Шматквова:

Проект достаточно успешен. Расскажите про инвестиции. Это были собственные средства компании или привлекали инвесторов?

Наталья Якунина:

И для «Лапино», и для любого нового госпиталя, который строит ГК «Мать и дитя», мы используем как собственные средства, так и заемные кредитные средства.

Виктория Шматкова:

И «Европейский Медицинский центр», и ГК «Мать и дитя» находятся в высоком ценовом сегменте. Есть ли в Москве место на рынке для роддомов, работающих в среднем ценовом сегменте, приближенном к контрактным родам государственных клиник?

Наталья Якунина:

В госпиталях ГК «Мать и дитя» средний чек может быть разным, потому что договоры на ведение родов разные по стоимости. Они складываются, как конструктор, чтобы родами могли быть обеспечены семьи с разными доходами.

Цена на роды складывается из всего. Это и комфортабельность палат, и дополнительные услуги, которые делают чек больше. Но какой бы ни была стоимость договора, качество медицинской помощи остаётся абсолютно одинаковым. Остальное, это дополнительные условия: обслуживание высокого класса оборудования, специалисты, привлекаемые для того, чтобы госпиталь был полностью наполнен.

Виктория Шматкова:

Наталья, у ГК «Мать и дитя» уже есть родильные дома в регионах. Планируете ли вы и дальше покорять региональные рынки?

Наталья Якунина:

Да, у нас четыре госпиталя, в составе которых есть родильные отделения, в Новосибирске, Уфе, Самаре и Тюмени. Успешная работа этих госпиталей, в частности родильных отделений, операционные показатели, количество родов говорит о том, что этот рынок востребован.

Виктория Шматкова:

Наталья, «Европейский Медицинский центр» работает в VIP-сегменте, много работает с иностранцами. Иностранные женщины приезжают к Вам рожать?

Наталья Кан:

Фактически, 30% — это иностранные женщины, которые сами работают в России, либо проживают в России с мужем, то есть треть потока клиентов - иностранные граждане.

Наталья Кан, главный врач родильного дома Европейского Медицинского центра
Наталья Кан, главный врач родильного дома Европейского Медицинского центра

Виктория Шматкова:

Чем ваш роддом отличается от хороших государственных роддомов?

Наталья Кан:

Квалифицированная профессиональная помощь оказывается и в частных родильных домах, и в государственных. VIP-сегмент родильных домов по типу «Лапино» и «Европейского Медицинского центра» отличается сервисным сопровождением. Чек-лист ЕМС выше, чем в любой другой клинике, поскольку сервис оказанной услуги по качеству выше.

Но Роддом «на правде», как его называют, единственное учреждение в Москве, которое работает по критериям JCI. Это международные стандарты качества медицинской помощи, не коммерческая мировая аккредитация, которая существует с 1994 года. В Москве только три клиники, которые обладают этой аккредитацией. Её трудно получить и поддерживать. Иностранные пациенты к нам обращаются благодаря качеству безопасности оказания медицинской помощи: поступление пациента, идентификация пациента, чек-лист пациента, алгоритмы и протоколы, согласно которым мы должны работать, тренинги, обучение персонала, недопущение ошибок, хирургическая безопасность, целая система оказания медицинской помощи.

Виктория Шматкова:

Ольга, Вы работали в 29-ой городской больнице, где один из лучших роддомов. Насколько важна сертификация, JCI или ISO, в государственном родильном доме? Или там другие стандарты?

Ольга Папышева:

Мы работаем по протоколам Минздрава Российской Федерации. Принципиально никаких отличий нет от всего, что на сегодняшний день распространено в мировой практике. Государственные учреждения здравоохранения имеют такие преимущества, как колоссальный спектр возможностей.

Медицина - очень ресурсоёмкая отрасль. Чтобы по-настоящему безопасным было здравоохранение важна квалификация персонала, но на первые позиции выходит и оснащение. Без современной техники невозможно говорить о качественном оказании медицинских услуг.

Виктория Шматкова:

Есть такое предубеждение у женщин, которые собираются рожать, что когда случается экстренная ситуация, то в большой городской больнице, есть больше возможностей всё предусмотреть. Наталья, как в частном родильном доме справляются с такими ситуациями?

Наталья Кан:

У Европейского Медицинского центра есть собственный цикл оказания реанимационных мероприятий до второго этапа выхаживания и выписки пациента. Что касается мамы, то ЕМС - многопрофильный стационар, который открыл родильный дом, уже имея базу. Наличие любых специалистов позволяет нам брать любых пациентов для того, чтобы оказать квалифицированную помощь. Мы можем осуществлять это либо на нашей площадке, либо на любой площадке Европейского Медицинского центра.

Виктория Шматкова:

Сколько лет работает роддом Европейского Медицинского центра?

Наталья Кан:

Два года.

Виктория Шаткова:

Наверняка доходности ещё нет, так как центр ещё не окупился. Сколько лет вы закладывали на окупаемость?

Наталья Кан:

Всеми финансовыми вопросами, рентабельностью, окупаемостью, занимаются специальные службы. Я думаю, заложили порядка пяти-шести лет.

Родильные дома — это не такие проекты, которые бы дали быстрый доход. Это вопрос замкнутости цикла и оказания качественных медицинских услуг в VIP-комплексе пациентов.

Виктория Шматкова:

Ольга, вы управленец с большим опытом. Какие требования предъявляются к родильным домам?

Ольга Папышева, главный врач городской клинической больницы имени С. С. Юдина Департамента здравоохранения
Ольга Папышева, главный врач городской клинической больницы имени С. С. Юдина Департамента здравоохранения

Ольга Папышева:

Один из важнейших моментов, который останавливает, тех, кто хочет заниматься этим бизнесом - специалисты в этой сфере. Крайне сложно подготовить высококвалифицированных специалистов. Размышляя о том, стоит ли входит в такую нишу бизнеса, инвесторы задумываются: «А где мы возьмём специалистов?»

Те группы компаний, которые имеют органичный источник подготовки кадров «замахиваются» на то, чтобы заниматься таким видом деятельности. И основные требования, которые предъявляются к любым лечебным учреждениям, и в первую очередь в области акушерства, это высочайшая квалификация, обеспечение безопасности пациенток и новорожденных, высокий комфорт пациенток.

В стационарах основной документ - история болезни. Только в родильном доме он называется «история родов» или «история развития новорождённого». Это здоровый человек к нам пришёл. Это физиологический процесс. Если нет осложнений, патологий, то пациенты хотят получать от этого важнейшего момента удовольствие. Все настроены на позитивные эмоции, ведь это огромное событие для всей семьи. Наша задача - не разочаровать и поддержать их в этом состоянии. Поэтому поддержание комфортных условий пребывания, это тоже одна из основных задач.

Виктория Шматкова:

Ольга, какие у Вас планы на клиническую больницу С. С. Юдина, в частности на роддом?

Ольга Папышева:

Клиническая больница С. С. Юдина имеет очень большую историю. Один из основных перинатальных центров города. Если ГКБ №29 — это номер один, то центр С. С. Юдина - тоже лидер. Он функционирует на протяжении 20 лет и имеет большое амбулаторное звено: родильный дом, полноценный детский корпус, который обслуживает свой родильный дом и принимает детей из других родильных домов, тех детей, которые нуждаются в выхаживании на втором этапе, даже реанимационных детей.

Наш перинатальный центр находится внутри огромной многопрофильной больницы и имеет возможность оказывать помощь пациентам с любыми проблемами. Наш профиль - недоношенные дети. И скорая помощь, и вся маршрутизация в городе настроены на то, чтобы в это учреждение попадали женщины с высоким риском преждевременных родов. Результаты работы этого комплекса, позволяют им гордиться.

В дальнейшем нашими направлениями работы будут мероприятия, направленные на повышение комфортности условий пребывания в родильном доме и отделении гинекологии, продвижение политики мягких родов.

Виктория Шматкова:

С роддомами объединили женские консультации. Как вы считаете, это хорошо для роддома и даёт ему дополнительный поток, или это лишняя нагрузка для главного врача?

Ольга Папышева:

Нагрузка главного врача - малозначимый фактор. Важно, насколько это целесообразно. А наша цель - здоровые матери, здоровые дети.

Очевидна целесообразность этого мероприятия, поскольку существование в рамках такой корпорации даёт возможность готовить специалистов высокого уровня. Это позволяет поддерживать преемственность при оказании помощи пациенткам. Пациенты более защищены, когда в рамках одного учреждения проходят все мероприятия в случае, если женщине действительно требуется помощь и требуются дополнительные усилия для обеспечения. В послеродовый период пациентка остаётся в рамках центра женского здоровья. Это минимизирует количество осложнений и повышает ответственность медиков. Всё это приводит к более высокому уровню качества медицинской помощи.

Виктория Шматкова:

Наталья, а как в ГК «Мать и дитя» складывается поток пациентов? Есть ли отдельный маркетинговый бюджет от всей группы компаний?

Наталья Якунина:

Наши пациенты — это те пациенты, которые родили у нас несколько детей, и те, кто пришёл к нам в первый раз.

Как большая корпорация, мы закладываем расходы на маркетинг и рекламу. Но основные вложения — это высококлассные специалисты, разработка новых методик, покупка высококлассного оборудования. В «Лапино» делается единственная в Российской федерации операция, которая проводится на плоде Spina bifida.

Вы не найдёте нас в глянцевых журналах и на биллбордах нас нет. Но пациенты идут к нам за счёт нашей репутации, за счёт того, что мы берём самые сложные случаи. Они идут к нам потому, что уверены в высоком качестве медицинской помощи. Они доверяют всему коллективу, и, самое главное, доверяют нашему руководителю и основателю ГК «Мать и дитя» Марку Курцеру.

#виктория шматкова #зерц #медицинский бизнес #как открыть клинику #агентство зерц