Дорогие читатели, приветствую вас на своем канале! Сегодня речь пойдет о первом в России женском образовательном учреждении и его воспитанницах. Материал будет интересен всем, кто любит историю родной культуры.
Увлекаясь модными в то время зарубежными прогрессивными идеями, Екатерина II пожелала открыть в России учреждение для воспитания вдали от грубой окружающей среды "новой породы" благородных и просвещенных девушек - будущих образованных матерей и полезных членов семьи и общества. В мае 1764 г ею был подписан указ о создании "Императорского воспитательного общества благородных девиц", которое больше известно как Смольный институт - по названию дворца близ смольного двора, где варили смолу и деготь для верфи.
Обязанности по реализации указа были возложены на Ивана Ивановича Бецкого - этот высокообразованный общественный деятель и отечественный просветитель, внебрачный сын графа Трубецкого, много сделал для развития образования. Высоко оценивая роль женщин в общественной жизни, он ратовал за их равенство с мужчинами в доступе к образованию. Смольный институт являлся женским привилегированным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа.
По уставу в Институт принимались девочки исключительно дворянского происхождения с 6 лет. На казенный счет могли претендовать дочери лиц в чинах не ниже полковника и действительного статского советника. За дочерей остальных потомственных дворян их семьи вносили оплату ежегодно.
Девочки должны были безвыездно провести в учреждении 12 лет до 18-летия. Родители или родственники могли навещать детей в официально разрешенные дни, всегда проводя встречу только в присутствии начальства: им контролировался даже состав привезенных гостинцев. Письма девочек своим родным подвергались цензуре.
Жизнь в учреждении была весьма суровой. Ранний подъем, обливания холодной водой для закалки, уроки, перемещение по зданию только строем, очень строгая дисциплина, холодные спальни и жесткие кровати. Девочек никогда не поили чаем, считалось, что от него портится цвет лица. Дети пили только молоко. Питание со временем становилось все более скромным.
Физические наказания не применялись, зато широко практиковалось публичное унижение (в столовой провинившихся отсаживали на особую неудобную скамейку, выставляли перед строем с приколотым к платью плохо заштопанным чулком)... Главной добродетелью считалось абсолютное послушание.
В Институте существовали 4 возрастные группы, для каждой предусматривался свой цвет платья. В младшей -- 6-9 лет -- воспитанниц называли "кофейницами" по цвету коричневых платьиц. В следующей группе -- 10-12 лет -- носили серо-синие платья. 13-15-летние ходили в голубых и выпускницы 16-18 лет - в ослепительно белых.
В содержание образования входили иностранные и русский языки, арифметика, закон Божий, этикет, история, музыка, танцы, рисование, рукоделие, домоводство. Этот перечень несколько раз корректировался в зависимости от меняющейся политической обстановки. Старшие ученицы получали своеобразную практику, давая уроки младшим.
Досуг проводился зимой в катании на коньках, катании с горок, летом устраивались качели, игры в мяч и прогулки в Таврический сад (для этого он закрывался для других посетителей). При жизни Екатерины II частыми были выезды старших девочек в театр. После ее ухода из жизни супруга Павла I Мария Федоровна устранила это развлечение, равно как и заметно удешевила содержание воспитанниц в целом.
В Институте открылось мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. Теоретически туда могли попасть дети из любого социального слоя, кроме крепостных крестьян, но практически учились дочери купцов, чиновников, разночинцев, духовенства. Воспитанницы дворянского и мещанского отделений жили и учились в разных корпусах, на содержание мещанок выделялись значительно меньшие деньги. Принимать детей туда стали с 8-ми лет.
Если при жизни Екатерины институт был рассчитан на 200 человек, то при Марии Федоровне набиралось по 800 воспитанниц. Их содержание, питание и обучение становились все более скромными. Основную часть воспитанниц составляли девочки из знатных, но небогатых родов.
Что касается создания "новой породы людей", для чего создавался институт благородных девиц, просуществовавший до Великой Октябрьской социалистической революции , - его выпускницы действительно создали большую культурную прослойку в обществе и частных семьях.
Будучи фрейлинами при дворе или служа гувернантками, учительницами, они внесли свой вклад и в обновление мировоззрения, и в изменение положения образованной женщины в обществе.
Дорогие читатели, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!