Мне часто задают вопрос: "Что в этой картине готического? При чем здесь готика?". Давайте разбираться.
Что такое Готика? Готика - это западноевропейский стиль, зародившийся во Франции в XII веке, в XIII распространившийся по всей Европе, и просуществовавший до XIV века, то есть до эпохи Ренессанса.
ВАЖНО: 1️⃣ основная черта готики - суровость и серьезность.
2️⃣ - все стремиться вверх, к Богу (именно по этой причине стиль позднеготических соборов называют "пламенеющая готика", да и ранееготические, хоть и выглядят по-романски тяжеловесными, также устремлены вверх).
Итак, что мы видим: во-первых, дом. Он построен в стиле "плотницкой готики" - популярного архитектурного стиля того времени.
Во-вторых, пару. На фоне этого псевдоготического дома крупным планом стоят двое - отец и дочь. Лица их суровы и сосредоточены. Они изображены Вудом уже непосредственно по аналогии с настоящей средневековой готикой - удлиненные, неестественно вытянутые, пропорции фигур (стремление вверх, к Богу), серьезные лица, отрешенный взгляд (такой взгляд предполагает наивысшую мудрость - так изображали святых).
ВАЖНО: прямо по центру у героини есть брошь, на которой изображена Персефона - богиня плодородия и, одновременно, жена Аида (хозяин загробного мира). Исходя из этого, мужчина, отец героини, есть никто иной, как Зевс, а вилы - переиначенный на современный лад жезл бога неба, грома и молний, бога, владеющего всем миром. В такой трактовке, современные герои античного мифа становятся символами единства жизни и смерти.
Вуд показал картину в 1930 году на конкурсе в Чикагском институте искусств и она вызвала массу нареканий. Однако вскоре, в разгар Великой депрессии, на картину взглянули иначе - она стала синонимом стойкого американского духа.
ИНТЕРЕСНО: Вуд мастерски играет на контрастах - резкое противопоставление готических аллюзий и земного антуража: вилы, современные одежда и дом, землистый, зеленоватый цвет лиц. Противоречие настолько естественно и сбалансированно, что трудно однозначно ответить чего в картине больше: иронии или серьезности.