Идея создания российского многофункционального уникального самолета, способного выполнять широкий круг задач, занимала умы конструкторов на всём пути развития авиации.
Другое дело, что обеспечение хороших боевых свойств, по всему спектру применения, задача не из легких. В противоречия выступают различные характеристики машины — боевая нагрузка и радиус действия, прочность конструкции и маневренность, скорость полёта и взлетно-посадочные характеристики. Создателем Су-34 ОКБ Сухого решить эту задачу удалось.
С момента начала работы над этой машиной за плечами конструкторского коллектива был уже колоссальный опыт по проектированию боевых самолетов.
Это заслужившие мировое признание истребители Су-27, штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24М, новейшие многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35.
Каждый из них способен эффективно выполнять боевые задачи в современных условиях. Но все же особое место в этом авиапарке занимает истребитель-бомбардировщик Су-34.
Идея создания на базе су-27 ударной модификации родилась еще в 80-ом году прошлого столетия. Через 3 года, после многочисленных согласований и проработок, главнокомандующий ВВС Павел Кутахов направил письмо в адрес ряда министерств и в первую очередь в Министерство авиапромышленности.
В письме в частности говорилось о необходимости форсирования работ по созданию двухместного истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ, который позже и получил обозначение Су-34.
В США тем временем также активно насыщали свои военно-воздушные силы новый авиатехникой. Основным конкурентом Су-27 за господство в воздухе был истребителя F-15 Eagle (Орёл). На его базе американцы создали модификацию F-15E Strike Eagle, который фактически считается аналогом Су-34.
Но не все так однозначно. Если сравнивать базовые истребительные модификации, то преимущество по большинству характеристик было именно за советскими машинами. Поэтому в будущем можно было рассчитывать и на превосходство её ударной версии Су-34.
Первоначальный вариант истребителя-бомбардировщика предполагал минимальные конструктивные изменения Су-27-го. Единственное, что за основу брался не одноместный, а двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ.
В состав экипажа, помимо летчика, должен был входить штурман. Но уже на начальной стадии проработки проекта, Михаил Симонов, который в то время был генеральным конструктором ОКБ Сухого, предложил кардинально изменить облик машины. Главным конструктором принципиально нового самолета в ОКБ Сухого назначили Роллана Мартиросова.
Прототип будущего истребителя-бомбардировщика изготовили в начале 90-го года, за счет переделки учебно-боевого Су-27УБ. В его конструкцию внесли ряд изменений, наиболее заметным из которых стала новая головная часть. Первый свой полет самолёт совершил 13 апреля 1990 года. Пилотировал машину лётчик-испытатель Анатолий Иванов.
В начале зимы 93-го года на авиазаводе в Новосибирске построили первый предсерийный экземпляр. В его конфигурации имеется еще ряд новых технических решений. И именно тогда же самолет получил обозначение Су-34.
Во-первых, новая головная часть позволила установить на борту более мощный и соответственно достаточно крупный радиолокатор. Во-вторых, членов экипажа посадили бок обок. Конечно же, стоит отметить, что отчасти здесь был учтен опыт фронтового бомбардировщика Су-24. Такая схема улучшала взаимодействие летчиков.
Слева, по ходу полета, размещается командир экипажа, справа штурман. Такая компоновка обеспечивает очень хорошее взаимодействие между членами экипажа.
При проектировании Су-34 важно было обеспечить машине и высокую боевую живучесть, поэтому кабину сделали бронированный. Она выполнена в виде титановой бронекапсулы.
Бронёй защищены и другие жизненно важные части самолета. То есть помимо истребительных и бомбардировочных признаков, у Су-34 также присутствует атрибуты штурмовика.
Конструкторы выбрали для машины схему с передним горизонтальным оперением. Это улучшило маневренность и обеспечило более устойчивый полёт на всех скоростях.
Су-34 имеет достаточно длинную хвостовую балку, где поместили тормозной парашют, один из топливных баков и некоторые другие системы и агрегаты.
Стоит так же отметить, что Су-34 по сравнению Су-27 довольно серьезно прибавил в весе, это и увеличенный запас топлива и большая грузоподъемность.
Если у Су-27 максимальная взлетная масса не превышала 30 тонн, то у Су-34 это уже 45 тонн., а начиная с отметкой 40 тонн самолет принято классифицировать как воздушный корабль.
Увеличение массы машины потребовало усилить конструкцию планера и спроектировать новое шасси, которые на Су-34 теперь составляют 400 мм. шириной. Его основные стойки оснастили двухколесными тележками, что значительно снизило давление на поверхность взлетно-посадочной полосы.
Конструктивно сделано так, что при посадке земли касаются сначала задние, затем передние колеса тележки. Из-за этого, как отмечают сами летчики, приземление получается очень мягким.
В период с 1993 по 2003 на Новосибирском авиазаводе построили всего 6 машин. Конечно, темпы производства были весьма скромны, но и в конструкторском бюро и на заводе и в армии верили будущее этой машины. В подтверждение тому, в 99 году на Су-34 установили 8 авиационных рекордов, в категории реактивных самолетов со взлетной массой от 25-ти до 45-ти тонн.
В середине 2000-х годов ситуация с финансированием военных программ стала меняться в лучшую сторону и первые серийные самолеты стали поступать в военно-воздушные силы уже в 2006 году, так как Су-34 стал довольно приоритетной машиной.
Согласно контракту, между министерством обороны и компанией Сухой планируется поставить на вооружении до 2020 года 124 самолета Су-34. Конечно, по сравнению с советским периодом это может показаться незначительной, но для сегодняшнего дня «цифра» вполне разумная, особенно если учесть возросшие боевые возможности современной военной техники.
В отличие от других фронтовых машин, в кабину Су-34 летчики попадают через люк в нише передней опоры шасси. Принципиально новым в компоновке кабины стало и то, что для экипажа организовали своеобразную зону отдыха.
Давления в кабине поддерживается, как в салоне пассажирского лайнера, поэтому до высоты 11000 метров нормально дышать можно и без кислородной маски.
Стоит так же отметить, что экипаж во время полета может вставать в полный рост и выходить в межкресельное пространство. В кабине имеется место, где можно разогреть готовую пищу, а так же предусмотрены два санитарных бочка, для каждого члена экипажа в случае необходимости в полете.
Бытовые условия позволяет экипажу не теряет трудоспособность при длительных полетах, продолжительностью не менее 10 часов. Для Су-34 это более чем актуально, поскольку машина оснащена оборудованием дозаправки топливом в воздухе.
На Су-34 установлено, уже хорошо зарекомендовавшие себя катапультное кресло К-36ДМ последней модификации. В аварийной ситуации створки фонаря сбрасываются, и мене чем за оду секунду происходят отстрел кресел.
Современной авиационный комплекс Су-34 предназначен для активного прорыва зон ПВО противника. Он призван уничтожать мощными ударами наземные и морские цели. Для этого в его арсенале есть самое разнообразное вооружение. Всего у самолёта имеется 12 точек подвески.
Су-34 стал первым боевым российским самолетом, сделанным по принципу открытой архитектуры. Интеграция бортового оборудования и вооружения не требует кардинальной переделки конструкции. Достаточно подключить новые модули и перепрограммировать бортовые компьютеры.
Так же хотелось бы отметить, что Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем разработали для Су-34 первую в России корректируемую авиабомбу со спутниковым наведением.
И на конец, встроенная одноствольная пушечная установка ГШ-301 калибром 30 мм. Её можно использовать, как для атаки наземных, так и воздушных целей, боекомплект которой составляет 150 снарядов.
На всём протяжении своей истории самолёт постоянно совершенствуется. Его кабина выполнена по последнему слову техники. В помощь лётчикам на самолете установлены различные современные системы, причём многие характеристики которых, находятся под грифом «совершенно секретно».
Отталкиваясь от современных требований, можно лишь предположить, что дальность обнаружения наземных и воздушных целей превышает 100 км.
Раньше для проверки систем самолетов Сухого и запуска двигателей требовалось использование аэродромного электропитания. После проведенных доработок Су-34 получил автономный источник электроэнергии. Его разместили в хвостовой балке. Он представляет собой небольшой газотурбинный двигатель, который получает керосин из топливной системы машины.
У многофункционального Су-34 номенклатура вооружения во многом схожи с другими машинами этого семейства. Эти машины могут, как дополнять, так взаимодействовать друг с другом, при выполнении тех или иных задач. Это существенно повышает гибкость использования фронтовой авиации.
Стоит так же отметить, что семейство самолетов Сухого могут вести групповые действия с возможностью передачи информации и целеуказания с борта на борт.
Оснащенные соответствующим оборудованием, Су-34 способен выполнять функции тактического разведчика или самолёта радиоэлектронного противодействия.
Для современного самолета срок службы в 30-40 лет, это уже обычная практика, и чтобы оставаться актуальным всё это время, им необходимо постоянное и своевременная модернизация. Залогом такого успеха является способность машины принять на борт новые технические решения.
С поступлением на вооружение Су-34, ВКС России уверенно перешли на качественно новый уровень. Именно такие универсальные машины будут определять облик военной авиации на многие десятилетие вперед. Таким образом, именно многофункциональность современного боевого самолета является вектором развития современной боевой авиации.
Богатые истории отечественной авиации позволяет не сомневаться в том, что верить в то, что Су-34 и другие российские военные самолеты всегда будут находиться на передовых позициях в мире.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и обязательно оставлять комментарии.
Впоследствии всё вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ