Предполагается, что чем крупнее мозг, тем существо потенциально умнее. Вернее, - чем больше объём мозга к общему размеру тела. Про количество извилин пока говорить не будем - это просто природное средство увеличить площадь поверхности или коры головного мозга.
Правда ли, что мозг у наших предков был больше?
Читая описания предков человека, часто натыкаешься на то, что объём мозга у наших предков непрерывно рос по мере эволюции.
У человека прямоходящего объём мозга был всего 900-1200 см3.
У кроманьонцев - 1617 см3. у западных, и 1525 см3 у восточных.
А у современных людей - в среднем всего 1350 см3!
У наших братьев-неандертальцев - 1400-1740 см3.
Тут одного взгляда достаточно, чтобы понять - дело плохо...
Несколько оговорок.
Неандертальцы даны просто для сравнения - сейчас считается, что они не были нашими предками, скорее это наши двоюродные братья.
Видно, что западные кроманьонцы по мозговитости были на высоте и не уступали неандертальцам. Но, у них был высокий рост, а связь роста и мозга давно известна антропологам.
Поэтому, особенно показателен относительно высокий объём мозга у восточных кроманьонцев - они были щуплыми и низкорослыми, но средний объём мозга у них был всё равно больше, чем у современного человека!
Давайте схитрим и учтём, что у современных мужчин мозг чуть больше - 1425 см3. Нет, всё равно мы не дотягиваем целых 100 «кубиков» до восточного кроманьонского ... При этом учтите - наш рост больше, у чем восточных кроманьонцев!
В общем, схитрить не получается - как ни натягивай, а цифры не сходятся.
Делаем печальный вывод - несмотря на все натяжки, мозг человека уменьшился минимум на 6,5%.
А если не мухлевать и посчитать честно, усреднив данные по кроманьонцам до 1571 см3, то уменьшение мозга современного человека составит 221 см3 или целых 14%!
В общем, господа, поздравляю - человечество сильно сдало за эти годы... чтобы не сказать хуже...
Да, можно нести пургу, что важен не объём, а количество и качество нейронных связей, что важно обучение и тому подобное.
Но, это всё голословные догадки. О нейронных связях в мозгах наших предков мы не знаем ничего - просто потому что нет их в природе, одни черепа остались. А, вот уменьшение объёма - налицо.
Иначе, можно договориться до того, что мозг размером с куриный может быть эффективнее нашего.
Значит ли это, что мы стали глупее?
Разумеется, тот, кто получил образование будет всегда способнее того, кто его не получал, вне зависимости от объёма мозга. Есть много умнейших людей с небольшими головами.
Речь о другом - о потенциальной способности достичь высот в развитии интеллекта. И здесь больший объём даёт больше возможностей.
При этом, усидчивость, волю, целеустремлённость и тягу к знаниям никто отрицать не собирается.
Почему уменьшился мозг?
Предполагается, что главная причина уменьшения размера мозга - развитие земледелия, усложнение социального устройства, коллективного образа жизни и письменности в частности. В общем - виновато развитие цивилизации.
Древние люди всё держали в голове и расчитывали только на себя и свою память. В голове нужно было не только держать кучу разнородной информации, но и быстро ею манипулировать: как охотиться, как лечить раны, какие ягоды ядовитые, как уберечься от хищников и так далее... Голова буквально пухла от всего этого - вот и развивался мозг.
Забыл - значит погиб. Справочников не было!
Мозг - очень энергоёмкая вещь. Ему нужно много еды. Природа в те времени ещё была полна мамонтами и вольными стадами бизонов. Особой проблемы с поиском пищи не было, питания хватало. поэтому и большой мозг был не в тягость.
Потом наступила эра земледелия - как раз около 8-10 тысяч лет назад. Развилась коллективная деятельность, взаимовыручка. Охота стала не обязательна - на полях зрел урожай. Возникла специализация - кто-то землю пашет, кто-то горшки из глины лепит, кто-то железо куёт и про пахоту ничего не знает... Потребность в мощной мозговой деятельности упала - человеку стало не нужно уметь делать всё подряд. Достаточно уметь немногое.
Кроме того - еды в целом хватает, но случаются неурожайные годы, когда выживает тот, кому еды физиологически нужно меньше - как раз менее башковитые. И естественный отбор начинает работать против большого мозга!
Потом появилась письменность. И стало не нужно всё держать в памяти - достаточно открыть свиток и прочитать точный рецепт снадобья. И ценность хорошей памяти резко упала - у людей с плохой памятью стало больше возможностей выжить и передать дальше свои ущербные гены.
В идуизме сохранились предания о том, что раньше люди могли без проблем запоминать любые тексты наизусть с первого раза. В те времена знания передавались от учителя к ученику по «парампаре» - по памяти, но точно и без искажений.
А потом люди получили способность забывать и тогда вынуждены были изобрести письменность, чтобы ничего не напутать.
Заметьте, это объяснение появления письменности появилось задолго до появления западной антропологии...
С другой стороны: что тренируешь, - то и развивается!
Читатель с хорошим кругозором сразу возразит: судя по фоткам, у современных охотников - бушменов, австралийских аборигенов и др. - головы что-то не очень большие...
Тут как раз всё просто. Современные люди вытеснили их в пустыни, где пищи мало - раньше они жили в более богатых пищей местах, чем сейчас. Мало еды - меньше энергии. А значит опять лучше выживают те, кому нужно меньше еды, то есть менее головастые. Увы...
А что сейчас с нашим мозгом происходит?
Ну, у всех по-разному - кто-то учится всю жизнь и нарабатывает генетику, а кому-то и пива на диване хватает... Доказано, что умственные способности могут наследоваться.
Другое дело, что дети успешных родителей часто просто не хотят головой работать - у них и так всё есть. Зачем? Но, это уже воспитание, а не гены.
Поэтому и говорят, что часто «на детях гениев природа отдыхает».
В любом случае, с развитием гаджетов и Интернета, возникает иллюзия, что данные не нужно держать в голове - достаточно зайти в Википедию или сделать запрос в поисковике.
Увы, это обман. Важны не только данные, но и навыки по их обработке, которых не будет, если в мозгу нет этим самых данных. Крайне ценятся не только знания, но в первую очередь способность мыслить - а это и есть умение жонглировать данными, искать аналогии, искать причинно-следственные связи. Без наличия множества первичных данных в мозгу это невозможно развить!
Для того, чтобы придумать что-то новое, в мозгу должны быть хорошие нейронные связи, которые качественно развиваются только при сложной обработке информации и сопоставлении разрозненных данных.
Вывод - тренируйте память, накапливайте багаж знаний - улчшайте ваши гены и передавайте их детям. Отберите у детей сотовый телефон - дайте книгу, заставляйте думать и запоминать.
Не для человечества, а для них и для себя.
Использованный источник
А, Вы что думаете? Есть что добавить?
Если понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал - здесь ещё много интересного!