В списке самых известных нападающих брянского «Динамо», таких, как В. Фроленков, В. Новиков, В. Корнеев, отдельной строкой стоит имя Владимира Навроцкого. Более цепкого, жесткого и нацеленного на ворота форварда трудно припомнить. Бывшие партнеры Владимира, да и многие брянские болельщики, которые все еще помнят его игру, единодушны в одном: «Очень талантлив был, да, жаль, травмы не позволили долго играть». Да, футбольная судьба Навроцкого сложилась так, что за команду он провел только пять сезонов, но это не помешало ему войти в символический клуб лучших игроков «Динамо» всех времён.
Те, кто видел на футбольном поле Владимира Навроцкого, убеждены: если бы не травмы, играть ему в высшей лиге. Брянские болельщики нередко восхищались: «Ах, Володя, золотая голова!» А, не увидев во время предматчевой разминки «Навроду» на поле, обеспокоено ерзали на своих местах: «А где Навроцкий, почему не играет?».
Родился Владимир в победном 1945-м в Туле. Когда родители вернулись в родной Брянск, он стал пацаном с Лубянки. Там, на буграх и оврагах, с которых берет начало роща «Соловьи», он с утра до ночи гонял мяч. А потом, когда Володьке стукнуло 13, вместе со своими сверстниками он отправился на городской стадион записываться в футбольную секцию «Динамо». Десятки и сотни послевоенных ребятишек, в назначенные дни и часы оккупировавшие все подступы к футбольному полю, очень надеялись, что будут приняты. Отбор у Мочаниса был строгий, большинство уходило ни с чем, а у тех, кто был принят, сердце переполнялось гордостью… Как же им завидовали не попавшие в списки! Мочаниса Владимир мочанисовские «экзамены» сдал с блеском и сразу же был зачислен в команду мальчиков 1944-1945 гг. рождения.
В 1962-м, закончив динамовскую школу, он стал выступать за заводскую команду. Тогда-то и приметил семнадцатилетнего Володю Навроцкого старший тренер команды мастеров В. В. Ильин, а в следующем сезона взял его в команду и предложил поехать вместе с «Динамо» на предсезонный сбор в Северную Осетию. Шло время, и вскоре Ильин стал подтягивать юного футболиста к основе.
О своём первом матче в футболке "Динамо" Навроцкий вспоминал: "Очень волновался, но когда вышел, волнение куда-то подевалось, и отыграл, по мнению тренеров, довольно неплохо, хоть и уступили динамовцы в тот день орловскому «Спартаку» 0:3". И еще запомнилось Навроцкому, что в тот день соперники только то и делали, что били его по ногам, он поднимался, вновь лез в атаку и снова получал за свою настырность. После игры ноги ныли со страшной силой, но он был безумно счастлив, что играет за «Динамо». Тогда команда для многих из них была школой, и не только спортивной, но и жизненной. В начале 60-ых годов в «Динамо» был создан мощный конвейер подготовки футболистов: команды детей, юношей, клубная команда, команда мастеров. Эти пацаны тренировались не только на лысых полянах или гаревых площадках, но и по три раза в неделю на поле центрального городского стадиона, а потом смотрели, как занимаются взрослые футболисты. Вот где была школа, а учителя - Иванин, Басин, Сидоренко, Кухарев, Веселкин… Без неё они просто не состоялись бы. Тренеры «Динамо» Владимир Ильин и Николай Голицын наблюдали за молодыми, подсказывали, как и что.
Своим кумиром Навроцкий считал Сергея Кухарева. Его заводная игра импонировала Володе, в чем-то он даже пытался подражать Сергею, и надо же было такому случиться, чтобы в своем первом матче за «Динамо» Навроцкий появился на поле…вместо Кухарева. Уходя, тот хлопнул его по плечу, и произнес: «Не робей пацан, держись, все будет нормально».
Матчей, подобных дебютному, у Навроцкого в его футбольной карьере было предостаточно. И не многим футболистам пришлось так дорого заплатить за самозабвенную любовь к великой игре... В 64-м на предсезонке, играя на снегу, Владимир повредил мениск, пришлось менять связку на искусственную - даже по нынешним временам тяжелейшая операция. А Владимиру пришлось перенести ее дважды. Смазанным получился и сезон 1965 года, снова травма на заснеженном поле, и весь год сплошное лечение. Поиграл пару лет - перебили ногу. Уже после, когда острый форвард, с которым не церемонились стопперы, до срока был вынужден закончить карьеру игрока и стал судьёй республиканской категории, он порвал ахиллово сухожилие. Травмы, травмы... Они сопутствовали Навроцкому всю жизнь, а он, как мог, с ними боролся.
Памятен Владимиру его первый гол в «Динамо». Тогда, в 1963-м, брянцы играли в Ленинграде со «Спартаком». Матч медленно катился к финальному свистку, динамовцы горели по крупному - 0:3, и вот тогда юный форвард с номером девять на футболке сумел размочить счет. Мудрая голова Навроцкого позволяла ему забивать как трудовые, так и издевательские для вратарей голы. 3 августа 1963 года Владимир впервые отличился на динамовском стадионе. Бело-голубые встречались с «Вымпелом» из подмосковного Калининграда, долго не могли забить, и уже почти отчаялись, как вдруг... Вратарь «Вымпела» выбежал из ворот на перехват мяча, но центральный нападающий «Динамо» Владимир Навроцкий сумел обмануть голкипера и не сильно, но очень точно послал мяч в пустые ворота.
Такие голы Навроцкий забивал еще не раз, но опять-таки не столь часто, как хотелось бы болельщикам, и виной тому были всё те же травмы. Быстро почувствовав уверенность в своих силах, он стал грозой голкиперов. Защитники соперников опекали его, как могли, подчас его держали сразу несколько человек, и при этом не церемонились. Но в этих жестких стыках с оборонцами мастерство Навроцкого росло день ото дня. Он обладал просто прекрасными, мощными ударами с обеих ног, был силен на добивании, в игре головой, легко уходил в отрыв от защитников, а тем только и оставалось, что бить его по ногам. И те били, да еще как. А он забивал.
Весной 1967 года Навроцкий наконец-то оправился от старых травм и, к собственной радости и к радости болельщиков, отправился на предсезонный сбор в Орджоникидзе. Даже корреспондент «Брянского рабочего», провожавший в один из мартовских дней с перрона брянского вокзала динамовцев на юг, не удержался и сообщил всем болельщикам приятную весть: «На сбор с «Динамо» вновь поехал Навроцкий. Да, да, вы не ослышались, Володя Навроцкий. Он наконец-то выздоровел, оправился от старых травм и снова готов к футбольным баталиям предстоящего сезона». Пахал он там от и до, выкладывался, как мог, не оставив у нового наставника динамовцев Владимира Ведерникова ни малейших сомнений в своей профпригодности. И Ведерников сразу же включает Владимира в основу. Навроцкий довольно быстро вернул вроде бы утерянные кондиции. На трибунах в его адрес часто звучат аплодисменты, и он оправдывает их забитыми голами.
Например, в домашней игре с новомосковским «Химиком» он забил просто удивительный гол в ворота гостей. Владимир отличился сильнейшим ударом метров с 25-ти, да так, что вратарь «Химика» увидел мяч лишь в собственных воротах. Были и другие голы. В начале сезона, когда дела у динамовцев не шли, и они долго не могли победить, он забил такой гол «Звезде» из Серпухова, и «Динамо» одержало важную победу-2:0. А потом всё сложилось замечательно, и наша команда выиграла зону. Голы-красавцы получились у Навроцкого в домашних матчах против «Звейниекса» (4:0), когда он ворвался в штрафную и в единоборстве с голкипером поразил ворота, и против «Гранитаса» (4:0), причём литовцев Навроцкий огорчил дважды. На пятой минуте он навесил на ворота, а вратарь гостей неудачно вышел на мяч. Через мгновение голкипер в ужасе схватился за голову, а центр нападения брянцев радостно побежал к центру поля. Но Навроцкому этого показалось мало. В одной из атак он получил мяч в центре поля, обыграл защитника, быстро продвинулся вперед и ударом мимо выбежавшего ему навстречу голкипера забил четвертый гол. В тот вечер Владимира признали лучшим игроком встречи.
В конце октября динамовцы, как победители первой зоны, отправились на полуфинал в Ульяновск, и в первом же матче с «Ангарой» из Иркутска, его гол оказался победным. Во время этого Навроцкий попал в поле зрения тренеров местной «Волги» Вячеслава Михайловского и Николая Гунина, которые начали уговаривать его перейти в волжский клуб. Главной целью их селекционной работы было заполучить в свои ряды Владимира, уж больно он им понравился своей лихой удалью на поле, тем как терзал защитников. «Тебе пора играть в хорошей команде, давай, переходи к нам»,- уговаривали его наставники ульяновцев. Обещали брянцу и отличные жилищные условия, и помощь с армейской службой. Навроцкий долго раздумывал над этим заманчивым предложением, вернулся-было в Брянск, но когда «Волга» пошла на повышение, в класс «А», всё же уехал в Ульяновск.
Но там у него не сложилось. Коллектив не понравился, с армией ничего не получилось, и пришлось Навроцкому возвращаться в родной Брянск. Когда пришел в «Динамо», там, не простив «измены», ответили отказом, и Владимир оказался в «Десне». Машиностроители в тот год получили долгожданное место в классе «Б», и Владимир более полсезона топтал газон деснянского стадиона, сумев и здесь отличиться. Он стал одним из лучших бомбардиров команды. А потом всё же состоялось долгожданное возвращение в «Динамо».
Когда в 1968-м динамовцы выходили в класс «А», в числе 13 игроков, получивших звание мастеров спорта СССР, Навроцкого не оказалось - не набралось у него необходимого количества игр. Обидно, конечно, было, за годы в «Динамо» наполучал столько синяков и шишек, травм, которые сколько играл, столько и залечивал, а мастером так и не стал. Но жизнь продолжалась.
В 69-м любимец брянских болельщиков вновь радовал их отменной игрой, жаль только, много матчей Владимир снова пропустил – как обычно, из-за травм. Сезон получился каким-то разорванным: дважды Навроцкий выбывал из строя и дважды возвращался, а посему только 22 матча и 2 забитых мяча. Но каким соперникам! 17 мая динамовцы принимали краснодарскую «Кубань» и, благодаря голу Навроцкого, едва не победили гранда класса «А». Краснодарцы отыгрались в самом конце игры. А еще был гол в Калинине, который принёс бело-голубым два очка.
В конце 69-го ряды динамовцев заметно редеют, многие игроки уезжают в другие команды, покидает «Динамо» и Владимир. Он отправляется в Пятигорск, куда зазывает его бывший одноклубник А. Хохлов. Но и пятигорская карьера оказалась весьма скоротечной. Серьезная травма уже в середине сезона, после которой врачи сказали ему открытым текстом: или - или. Он снова возвращается домой. Жаль только, что с большим футболом пришлось закончить.
Поиграв с сезон в клубном «Динамо», он идет работать в динамовскую группу подготовки, исколесив с брянскими юношами не один десяток городов страны. В это же время Владимир Ильич начинает судейскую карьеру и добивается на этом поприще высокого звания судьи республиканской категории. С судейским свистком Навроцкий тоже расстался не по своей воле, снова здоровье стало давать сбои. А потом была работа инспектора, сначала в федерации футбола СССР, а потом и в РФС, президентство в «Динамо» далеко не в самые легкие для команды времена, работа в областной федерации футбола, которую Владимир Ильич долго возглавлял.
Не так уж много у нас в стране осталось футболистов, которым удавалось огорчить великого Льва Ивановича Яшина. Навроцкий – один из них. Дело было в 1967-м, когда на товарищеский матч в наш город ильнейшим составом прибыло московское «Динамо». Легкой прогулки для столичных футболистов не получилось, они победили только 2:1. И, ко всеобщей радости брянских болельщиков, состоялся гол Владимира Навроцкого самому Яшину. Случилось это так: Анатолий Хохлов со штрафного отлично навесил мяч на ворота гостей, Владимир Навроцкий первым успел на передачу и без обработки, в одно касание буквально воткнул снаряд в сетку. Счет стал 1:1. Лев Яшин только пожал плечами: вот, мол, сорванец, на весь Брянск опозорил.
В последние годы Владимир Ильич болел, но, несмотря на это, каждый его день начинался со звонков старым друзьям и со свежих футбольных новостей, без которых он себя не мыслил. Такой уж у Владимира Ильича был характер. Жизнь, словно упрямый защитник, стремилась свалить его, снести, нейтрализовать, а он поднимался и продолжал лезть вперед, к воротам соперника. Таким он был, таким и остался в нашей памяти.
Умер Владимир Ильич Навроцкий 6 апреля 2013 года.