В текстах о старинных кораблях эта тема встречается постоянно. Тут и вонь от гниющей воды в трюмах, и протухшая солонина, да и сами моряки в тесных кубриках без вентиляции воздух не озонировали © .
Как там с этим делом сейчас? Будучи механиком, начну с кровного, машинных отделений. Когда после отдыха между контрактами спускаешься по трапу в машину, вернее, не так. Когда только открываешь дверь из тамбура непосредственно в машинное отделение - в ноздри кидается непередаваемый запах в первую очередь горелого машинного масла. В который может вплетаться струйка оттеняющего его тонкого аромата солярки.
Речь идёт в первую очередь о старых судах типа "река-море", на которых мне довелось поработать почти десять лет. Впрочем, и на буксирах букет не сильно отличался. Что характерно, через самое непродолжительное время обоняние отказывается вычленять эти запахи и они практически не ощущаются. Вентиляция несколько снижает интенсивность, но не так уж кардинально.
Помимо того, поддаёт ещё выхлопными газами. Причём иногда в солнечных лучах, падающих в световые люки, видна эта голубоватая дымка. Не везде и не всегда, но довелось таки нюхнуть, из песни слова не выкинешь.
Поскольку на корабле покрасочные работы постоянно где-нибудь, да ведутся, запах краски и растворителей непременный компонент атмосферы. Я и сам зачастую после вселения в очередную запущенную в этом плане каюту шёл к боцману и свободное время перекрашивал от палубы до подволока. А ведь есть ещё любители покурить в своей каюте. При общей вентиляции и неплотностях переборок если не повезёт и попадётся курящий сосед, то ещё один компонент запахов вам обеспечен.
Даже на ходовом мостике имеется свой особенный запах. Пахнут отделочные материалы, особенно новые. Запах пищи практически локализуется в районе камбуза и столовой. В отличие от военных кораблей, если там существует система бачкования и приёма пищи в жилых помещениях. О, этот душок борщей из квашеной капусты и аромат котлет заполняющий коридоры после того, как по ним прошли бачковые со своей ношей!
В этом плане подводные лодки - отдельная статья. Там всё, что попадает в атмосферу отсеков, в ней и остаётся, особенно в подводном положении. Тут тебе и камбузные ароматы, и то же самое горелое масло из дизельного отсека, запах отсыревшей рабочей одежды и опять таки крепкий мужской аромат, гигиеническим салфетками полностью его не поборешь. Запах нагретой электроаппаратуры, аккумуляторные батареи тоже не дремлют и свой вклад добавляют. Опять же, со временем люди принюхиваются, но сколько есть воспоминаний, как ошеломляюще действует чистый морской воздух после длительного нахождения под водой.
Запахи от перевозимого груза - это отдельная песня. Ни с чем не сравнимый духан от скотовозов распространяется далеко по морю. Бывает, если попадёшь под ветер со стороны такого судна, его можно ощутить за несколько миль.
Своё амбре на рыболовецких судах. А мне ещё приходилось на буксире таскать баржи с серой, которую перегружают плавкранами на большие балкеры на выходе из Керченского пролива. При этом нанюхаешься вволю, иногда аж в носу свербит и глаза щиплет. На танкерах и химовозах не работал, утверждать, что там пахнет перевозимой продукцией не стану. Хотя когда дело доходит до зачистки танков, вряд ли от запаха их содержимого возможно избавиться.
А ещё я до сих пор помню, как однажды мы шли на своём буксире вдоль побережья Танзании и какой непередаваемый запах сухих трав саванны набрасывал на палубу горячий ветер с берега...
Я тогда написал под этим впечатлением стихи, не судите строго, механики тоже бывают не чужды поэзии.
АФРИКАНСКИЙ ВЕТЕР
Стрекоза-камикадзе,
снижаясь дугою красивой
К нам на палубу падает, с небом прощаясь навек;
Пересохшей травой и взлохмаченной львиною гривой
Пахнет ветер горячий,
целуя мне краешки век.
В нём мерещится гул
раскалённой, бескрайней саванны
Под копытами тысячных стад антилоп,
И жирафов, в заплатках коричневых, странный,
Как в замедленном фильме,
плывущий галоп.
И ерошит мне волосы смутное,
древнее чувство,
Раздуваются ноздри, и хочется глубже вдохнуть –
Будто в памяти крови мой пращур далёкий проснулся
И сейчас застучит кулачищами в гулкую грудь.
____________________________________________________________________
Ещё об условиях жизни на кораблях:
Как согреться на стальном корабле
Вода внутри корабля - пресная, солёная, иногда грязная
....................................................................................................................