Спортивные судьбы многих талантливых футболистов похожи. Стоит игроку низшей лиги заиграть, обратить на себя внимание болельщиков, как он тут же попадает в круг интересов селекционеров команд более высокого ранга. У Александра Степина, которого в Брянске в начале девяностых годов прошлого столетия многие считали «золотой надеждой» «Динамо», все именно так и произошло. Попав после провинциального Брянска в Воронеж, бывший в те годы одним из признанных футбольных центров России, он долгое время приносил нашему городу немалые моральные «бонусы». Приятно было в середине девяностых, открыв очередной номер «Советского спорта», «Футбола» или «Спорт-экспресса», прочесть: «На поле снова выделялся нападающий Александр Степин, воспитанник брянского футбола». А попадалась подобная фраза в спортивной прессе нередко.
В футбол Александр попал с легкой руки отца, большого любителя спорта. Он и привел его в секцию футбола к тренеру Олегу Ивановичу Евсееву, когда Саше было всего семь лет. В юношеском возрасте Стёпин перешел в специализированную футбольную школу - группу подготовки при команде мастеров «Динамо». Здесь он и начинал шлифовать свое мастерство.
В рядах главной динамовской команды он прочно закрепился в ходе последнего чемпионата СССР 1991 года. Сезон-1992 Степин снова начал в родном «Динамо», но за брянцев отыграл лишь первый круг. А потом… Его заприметил тренер-селекционер воронежского «Факела» Владимир Филимонов, отец вратаря московского«Спартака» и сборной России. Филимонов-старший, словно тень, преследовал Александра, пока тот играл за «Динамо». Ездил на выездные игры брянцев, встречал Александра перед матчами и после них и все это время уговаривал перейти в «Факел». Продолжалось это до тех пор, пока Степин не дал согласие на переезд в Воронеж. Новоиспеченный форвард «Факела» особой робостью не страдал и не затерялся в первом турнире российской вышки: в 14 играх Стёпин забил 4 гола. Дебютировал Степин за «Факел» 2 августа 1992 года, когда воронежцы играли в Камышине с «Текстильщиком». Как не старался Александр, забить ему не удалось, его новая команда в тот день уступила 0:1. Свой бомбардирский счёт в вышке дебютант открыл ровно через месяц: в домашней игре с краснодарской «Кубанью» оба его гола получились на загляденье, да к тому же стали победными - 2:0. Потом были еще два мяча, и снова победных, в домашних поединках с «Ротором» и самарскими «Крыльями Советов». Беда подстерегла Александра, когда чемпионат был завершен: в последнем матче сезона в Саранске, где «Факел» проводил кубковую встречу, он сломал ногу.
Именно по этой причине Степин не смог принять предложение А. Ирхина пополнить ставропольское «Динамо» и еще на год остаться в высшей лиге. Степин остался в Воронеже и вместе с «Факелом» опустился в первую лигу.
Новый форвард воронежцев моментально приглянулся местным болельщикам. Его на поле отличала какая-то особая живость, нестандартные финты и хороший удар. За главный воронежский клуб в его лучшие годы Степин отыграет девять сезонов (1992-2000) в турнирах самых разных уровней, начиная от вышки чемпионата России и до второй лиги.
Но не только Воронеж будет рукоплескать Степину за его умение и высокий класс. В 1998-м, когда «Факел» будет упорно бороться за высокое место в первой лиге, в середине сезона его неожиданно «уведут» калининградские футбольные «старатели», и он снова окажется в «вышке». Сезон, проведенный за «Балтику», станет для Александра третьим в элите российского футбола. Более того, ему доведётся поиграть даже на международной арене, в Кубке Интертото.
Через пару лет будет и еще один, четвертый год в высшей лиге, но уже со ставшим к тому времени родным «Факелом». После не слишком фартового Калининграда Степин снова вернется в Воронеж и, снова выступая за «Факел», войдет в число двадцати лучших игроков воронежцев за все годы: 245 игр и 36 мячей в чемпионатах и кубках.
Гладко и легко в его футбольной жизни ничего не шло. В середине 1999-го в «Факел» пришел новый президент – Батищев, бывший военный. И вот с ним-то отношения у Стёпина не заладились. Хотелось уйти сразу после сезона 1999 года. Было много предложений, настойчиво звали в «Шинник», но клубы не смогли сойтись в цене. К тому же в тот год у него родилась дочка, и в итоге он решил не уезжать. Первый круг сезона 2000 года Александр снова провел в Воронеже, а потом «сломался». Когда ещё лечился, Степина вызвали в клуб и сказали, что выставляют на трансфер. С любой точки зрения воронежское руководство поступило, мягко говоря, некрасиво, ведь до конца периода дозаявок оставалось всего полторы недели. Это был настоящий кошмар. Команду Степину все-таки нашел – «Торпедо-ЗИЛ» - но воронежцы запросили за него слишком большую сумму, а другие команды; которые ему предлагало руководство, не устраивали Александра. В итоге окончание сезона он провел за дубль, потому что играть за главную команду Батищев ему запретил. Прощание с «Факелом», которому было отдано столько лет и сил, получилось горьким, от таких обид некоторые игроки заканчивают с футболом. Но не Степин.
Его следующими командами были красноярский «Металлург» в 2001-м (тогда сибиряки вышли в первый дивизион), брянское «Динамо», куда он возвращался дважды, в 2002 и 2006 годах, а так же астраханский «Волгарь-Газпром» и белгородский «Салют-Энергия» (2004).
По воле судьбы завершал свою профессиональную карьеру Александр Степин в команде, давшей ему путевку в большой футбол. В 2006-м отыграв за «Динамо» в первой лиге пять игр Александр решил для себя, что заканчивает с большим футболом, что фактически и сделал. «Фактически» - потому что великая игра не отпускала, и в 2007 году он ещё поиграл за воронежский «Труд» в ЛФЛ, да и на следующий год, будучи играющим тренером лискинского «Локомотива», иногда выходил на поле.
На поле Стёпин был игроком, имевшим свое собственное лицо. И на какую позицию его бы не ставили тренеры, главным для него было приносить пользу команде. Как считает сам Александр Степин, лучше всего у него получалось забивать голы. Кто бы спорил!
Подготовил Константин Ушаков.